11.02.2022 Музыка, 7-ые классы
Тема урока: Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки Оценка за урок – самооценка (прислать СМС, указав фамилию) Контакты учителя – Светлана Алексеевна, 0713581375. На уроке мы - сравним светскую и духовную (религиозную) музыку, - определим основные черты религиозной музыки. «А музыка звучит…». Она всегда звучала… В Природе родилАсь, в Гармонии - начало. Гармония есть суть законов всей Вселенной. У Господа Она, как Инструмент нетленный. Гармония Любви, гармония Процессов, А музыка и стих рождают чудо - песни. С чего всё началось? Конечно, не случайно. Гармония была, но это было тайной. Душа трепещет в радостном волнении Или готова в бой, участвовать в сражении. И беды, боли, думы усмиряет, И видеть Красоту, и к Богу приближает. 1. Новый материал (устно) Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ¬ных направлений: светского и духовного, церковного. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением. Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в. служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви. Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен (исполняют певчие церковного хора a’capella - без инструментального сопровождения), в истоках которых лежит знаменный распев. В католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера - не только тексты, но и музыкальное их оформление - изначально принадлежало исключительно служителям церкви Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздействия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И-С. Баха. В его творчестве, как и в творчестве других композиторов, можно встретить и светскую, и духовную музыку. 2. Закрепление материала (устно) Задание: 1) пройдите по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/3170/start/ Обратите внимание (поставьте видео на паузу!) на новые сложные термины «канон», «имитация», «месса», «барокко», хорал», «контратенор» (на 15-16 минуте , у Баскова – тенор) 2) выполните блоки (устно) - «НАЧНЕМ УРОК», - «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ», - «ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ». 3. Вопросы для самоконтроля: 1. О каких двух направлениях музыки мы говорили на уроке? 2. Где можно услышать духовную музыку? 3. Какие тексты использовались для духовной музыки? 4. Какие эмоции господствуют в духовной музыке? (назовите 7-10 прилагательных) 5. Как Вы поняли термин «духовная музыка»? 6. Чем отличаются орган и фортепиано? 7. Как вы понимаете выражение «Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»? Поясните. Молодцы! Вы справились с задачей урока Самооценку за урок - прислать СМС на телефон 0713581375 Спасибо за работу и внимание!
| |
| |
Просмотров: 476 | |
Всего комментариев: 0 | |