11.02.2022 Музыка, 7-ые классы
Тема урока: Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки
Оценка за урок – самооценка (прислать СМС, указав фамилию)
Контакты учителя – Светлана Алексеевна, 0713581375.

На уроке мы
- сравним светскую и духовную (религиозную) музыку,
- определим основные черты религиозной музыки.

«А музыка звучит…». Она всегда звучала…
В Природе родилАсь, в Гармонии - начало.
Гармония есть суть законов всей Вселенной.
У Господа Она, как Инструмент нетленный.
Гармония Любви, гармония Процессов,
А музыка и стих рождают чудо - песни.
С чего всё началось? Конечно, не случайно.
Гармония была, но это было тайной.
Душа трепещет в радостном волнении
Или готова в бой, участвовать в сражении.
И беды, боли, думы усмиряет,
И видеть Красоту, и к Богу приближает.


1. Новый материал (устно)
Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ¬ных направлений: светского и духовного, церковного. Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.
Духовная
музыка всегда была связана с богослужением.
Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в. служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов.
В православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен (исполняют певчие церковного хора a’capella - без инструментального сопровождения), в истоках которых лежит знаменный распев. В католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера - не только тексты, но и музыкальное их оформление - изначально принадлежало исключительно служителям церкви
Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу воздействия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И-С. Баха. В его творчестве, как и в творчестве других композиторов, можно встретить и светскую, и духовную музыку.

2. Закрепление материала (устно)
Задание:
1) пройдите по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3170/start/
Обратите внимание (поставьте видео на паузу!) на новые сложные термины «канон», «имитация», «месса», «барокко», хорал», «контратенор» (на 15-16 минуте , у Баскова – тенор)
2) выполните блоки (устно)
- «НАЧНЕМ УРОК»,
- «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ»,
- «ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ».

3. Вопросы для самоконтроля:
1. О каких двух направлениях музыки мы говорили на уроке?
2. Где можно услышать духовную музыку?
3. Какие тексты использовались для духовной музыки?
4. Какие эмоции господствуют в духовной музыке? (назовите 7-10 прилагательных)
5. Как Вы поняли термин «духовная музыка»?
6. Чем отличаются орган и фортепиано?
7. Как вы понимаете выражение «Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»? Поясните.
Молодцы! Вы справились с задачей урока

Самооценку за урок - прислать СМС на телефон 0713581375
Спасибо за работу и внимание!
Категория: 7 классы | Добавил: zolushka193 (10.02.2022)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar