16.05 7-А литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г. П.
ема урока. «Песнь о Роланде» - французский героический эпос. Историческая реальность и вымысел в поэме. Образ Роланда. Цели: дать представление о средневековом французском героическом эпосе; выявить историческую основу «Песни о Роланде», раскрыть особенности, образы героев (систему образов), композицию, художественное мастерство автора; помочь учащимся понять основы историко-литературного анализа, описать исторические события, о которых сочинена песнь, выявить характерные особенности формирования сознания средневекового человека; почувствовать и осознать героику эпохи и ее отражение в героическом эпосе франков «Песнь о Роланде», великие идеи средневекового эпоса. Планируемые результаты обучения: Предметные: познакомятся с произведением средневекового французского военного эпоса. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): · познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; · регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения; развивать ассоциативное мышление, навыки внимательного чтения; · коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа. Методические приемы: выразительное чтение, аргументирование цитатами из текста, рассказ о героях, эвристическая и дискуссионная беседы. Ход урока I.Организация начала урока. II.Подготовка к восприятию учащихся учебного материала. 1. Вступительное слово учителя. К числу известных произведений средневековой литературы можно считать французскую героическую поэму «Песнь о Роланде». В этом произведении ярко отобразились характерные черты литературы Средневековья. Самые известные и популярные произведения средневекового героиче- ского эпоса – это «Песнь о моем Сиде» (исп.), «Песнь о Нибелунгах» (герм.), «Слово о полку Игореве» (слов.), «МахабхАрата» (древнеинд.), «Песнь о Беовульфе» (англо-саксонский), и, конечно же, невозможно представить средневековый героический эпос без французской поэмы «Песнь о Роланде». В каждом из этих произведений нашли отображения особенности национальной истории и культуры. III. Актуализация опорных знаний учащихся. 1. Вопрос учащимся. Ø Ребята, вспомните, что такой «героический эпос»? Ø В славянском героическом эпосе известен такой жанр как былины, в ирландском – это саги, а во французском? Ø Как переводится «жест»? 2. Продолжение слова учителя. Очень важно отметить, что с созданием в Европе феодальных государств возникают новые проблемы. Ø Как вы думаете, какие? IV. Объявление темы и целей урока. ТЕМА СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА: "Песнь о Роланде " .Историческая основа произведения Образ Роланда ." ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ, ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА И ТЕМУ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА. Три темы составляют основное содержание французского эпоса: 1) оборона родины от внешних врагов - мавров (или сарацин), норманнов, саксов и т.д.; 2) верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников; 3) кровавые феодальные распри. Выбор этих тем соответсвует тогдашнему политическому сознанию народных масс, инститктивно тянувшихся к национальному единству, видевших в феодалах главное зло, терзавшее родину, и утопически мечтавших найти в короле защиту от их самоуправтса ми жестокости. песнь о Роланде возникла около 1100г., незадолго до первого крестового похода. Неизвестный авор был лишен некоторой образованности и, без сомнени, вложил в переработку старых песен на ту же тему, как в сюжетном, так и в стилистическом отношении, немало своего; но главная его заслуга состоит не в этих добавлениях, а именно в том, что он сохранил глубокий смысл и выразительность старинного героического предания и, связав его мысли с живой современностью, нашел для их выражения блестящую художественную форму. В 778г. Карл Великий вмешался во внутренние раздоры испанских мавров, согласившись помочь одному из мусульманских царей против другого. Перейдя Пиренеи, Карл взял несколько городов и осадил Сарагосу, но, простояв под ее стенами несколько недель, должен был ни с чем вернуться во Францию. Когда он возвращался назад через Пиренеи, баски, раздраженные прохождением через их поля и села чужих войск, устроили в Ронсевальском ущелье засаду и, напав на арьергад французов, перебили многих из них; по словам историографа Карла Великого Эгинхарда, в числе других знатных лиц погиб "Хруотланд, маркграф Бретании". После этого, добавляет Эгинхард, баски разбежадись, и покарить их не удалось. непродолжительная и безрезультатная экспедиция в северную Испанию, не имевшая никакого отношения к религиозной борьбе и закончившаяся не особенно значительной, но все же досадной военной неудачей, была превращена певцами сказателями в картину семилетней войны, завершившейся завоеванием всей испании, далее - ужасной катастрофы при отступлении французской армии, причем и здесь врагами оказались не христиане-баски, а все те же мавры, и, наконец, картину мести сос стороны Карла в форме грандиозной, поистине "мировой" битвы французов с соединенными силами всего мусульманского мира. На дошедшую до нас редакцию песни оказала явное влияние пропаганда первого крестового похода, увлекшая весьма широкие слои населения Франции. но в основе самой ранней формы эпического предания о роланде лежит та же самая идея крестового похода, только в другом, более старом и ограниченном варианте ее, заключавшемся не в завоевании Палестины, а в оказании помощи испанским христианам, притесняемым маврами, и в конечном изгнании последних из Испании. Этот момент был связан с актуальнейшей проблемой французской политики 6-9 вв.. В 732г. Карл Мартелл, дед Карла Великого, разбив арабов при уатье, остановил наступление их на европу. однако и после этого, в конце 8 в и особенно в начале 9 в, т.е. именно в ту пору, между французами и арабами шла упорная борьба как в форьме походов французов в северную Испанию, так и в форме защиты населени южной Франции от постоянных набего арабов. Эти войны очень рано стали истолковываться как дело патриотическое, а вместе и "богоугодное", клонящееся к искоренению "язычества", и в одной из хроник экспедиция 778г. была задним числом переосмыслена как стремление "с помощью Христа поддержать церковь, страдающую под жесточайшим игом сарацин". Из этого двойного корня - патриотического и религиозного - и развилось народно-героическое и вместе с тем рыцарское содержание поэмы. В основе песни - событие, имевшее место в истории. В 778 г. в Ронсенвальском ущелье арьергард франков, воинов Карла Великого, отступавших после сражения с маврами, попал в засаду. Ее устроили баски-христиане, раздосадованные тем, что войска чужестранцев топчут их земли. Этот эпизод лег в основу легенды о жесткой схватке франокв с маврами (магометанами) во имя Франции и христианства. Песнь повествует о героическоой гибели Роланда и его воинов, сражавшихся с язычниками, о предательстве Гвенелона, о возмездии Карла Великого. Жизнь, отраженная в поэме, - жизнь воинов, мирных картин в произведении нет. Система художественных средств (контраст, гиперболизация, параллелизм, повторение, олицетворение, вещие сны, причитания и др.) делает повествование лирически взволнованным и патетическим, служит раскрытию патриотически-религиозной идеи произведения. Композиция поэмы отличается большой четкостью, она постороена на основе параллелизма: 1) завязка(предательство Гвенелона), в которой описывается, как марсилий и Карл обмениваются послами; 2) кульминация (сражение), во время которого гибнут по 12 знатных мавров и франков; 3) развязка - наказание мавров и Гвенелона. Принцип контраста положен в основу системы образов: Роланд его безрассудством, трагической виной перед погибшими воимнами, преданностью родине и королю противопоставлен мудрому Карлу, осмотрительному Оливье, коварному Гвенелону. В период создания песни общественные отношения быи сложными, противоречивыми. С одной стороны, бытовало требование безусловной подчиненности низшего высшему, вассала сюзерену. С другой - в общественную жизнь во многом сознательно внедряется запутанный принцип: вассал моего вассала не есть мой вассал, пробуждающий в среде рыцарства настроения анархии. Борьбу вели между собой не только отдельные феодалы, но и целые королевские династии. Капетинги и Плантагенеты воевали друг с другом воевали другс другом на протяжении почти целого столетия (1152-1259). Войну эту иногда так и называют "Первой столетней войной". И велась она не между государствами, а между феодальными объединениями. именно в это время и записывает свои сказания Турольдус. Но обращается он не к современному ему смутному времени 12 столетия, а к еще к более далекому прошлому. В основе песни исторический факт - поход Карла Великого в испанию. Известно, что древние литераторы часто обращаются не к придуманному, а к реальным событиям. Ученые отыскали исторический прототип легендарного роланда - некоего Хруотланда и Бретани. Автор выступает историком, тон эпических песен серьезен, сюжеты поучительны. Сам вымысел в них почитается правдой. Эпические песни не сочиняются, а собираются по крупице от очевидцев, их детей и внуков с важной целью, имеющей общенародное значение. Так, эпизод неудачной войны Карла, переработанный в героическом духе, вырастает в поэму о грандиозной битве франков за короя, родину, веру. Эпос означает по-гречески - слово, повествование о пршлом. связанный по своему происхождению с фольклором, эпос отражает цельность народного сознания, обладает широтой обзора, тяготеет к идеализированным, обощенным образам. Все эти черты встречаются в песне. В основе ее сюжета история предательства и верности, эгоизма и самоотверженности. история соотненсена с событиями государственного масштаба. то, в чем видит Роланд высокую честь, для Гвенелона - происки пасынка, желающего ему гибели. Гвенелон задумывает месть Роланду и осуществляет ее. Предательски вступив в сговор с сарацинами, онон обещает убедить Карла увести войско во Францию, оставив в арьергарде в горах Роланда и его друга Оливьера. Дальнейшие србытия разворачиваеются так, как задумывал Гвенелон. карл уходит, назначив в сторожевой полк Роланда, Оливьера, архиепископа Турпина и еще двадцать тысяч воинов. действие поэмы идет к кульминации - битве в ронсевальском ущелье Пиренеев. Ее описание распадается на две части - первую атаку мусульман, в которой Роланду удается выстоять, и продолжение битвы, в которой гибнут все франки и сам Роланд. В битве проявляется доблесть и сила Роланда, Оливьера, турпина и других франков, перечисленных поименно или оставшихся безвестными. Выразительное чтение эпизода «Прощание Роланда со своим мечом».- УСТНО ПРОЧЕСТЬ Граф видит - все усилья бесполезны И тихо восклицает в сокрушенье: О Дюрандаль булатный, меч мой светлый, В чью рукоять святыни встарь я вделал. Почуял граф - приходит смерть ему. Холодный пот струится по челу. Идет он под тенистую сосну, Ложится на зеленую траву, Свой меч и рог кладет себе на грудь. К Испании лицо он повернул… o Как вы думаете, какое отношение было у средневекового рыцаря к своему оружию? Комментарий учителя. ! ! ! Из литературных произведений разных народов известно что воины с уважением и любовью относились к своим помощникам. - Вспомните, кто являлся помощником у богатырей из былин? А как назывался рожок Роланда?. - С какой целью рыцари брали на сражение рожки? VI. Закрепление материала. 1. Беседа с выводами. @ Что больше всего вас удивило в этой поэме? @ Докажите, что «Песнь о Роланде» - это произведение средневекового героического эпоса. § Славное историческое прошлое народа; § реальное историческое событие и вымысел; § борьба племен или народов; § герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; § особый стиль, соответствующий народному характеру (междометие, припев "аой!" - "восклицание, выражающее недоумение, горе", хотя некоторые литературоведы-лингвисты трактуют, как "во веки веков!" ). @ Определите тему и идею поэмы. Тема – изображение борьбы франков против иноверцев за Родину и христианскую веру. Идея – восхваление борьбы французов против арабских завоевателей, верности королю и стране, осуждение предательства. 2. «Верю – не верю». ПИСЬМЕННО ВЫПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОТВЕТАМИ (-) ИЛИ (+) ИЛИ (ОТВЕТ) 1) Мавры исповедовали христианство (?). 2) Поэма «Песнь о Роланде» - это германский средневековый эпос (?). 3) Предатель в поэме – это Турпин (?). 4) Прототипом графа Роланда является маркграф Хруотланд (?). 5) Рожок Роланда называется «Дюрандаль» (?). 6) Карл Великий завоевал всю Испанию (?). 7) «Героический эпос» - это повествование о различных событиях, происшедших в прошлом (?). 8) Правитель Франции – это вассал (?). 9) Автор дает Франции эпитет «прекрасная» (?). 10)Друг и соратник Роланда – Ганелон (?). VIII.ИТОГ УРОКА БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СДЕЛАТЬ МИНИ-КОНСПЕКТ УРОКА | |
| |
Просмотров: 623 | |
Всего комментариев: 0 | |