18.05 7-А русский язык УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тема урока: Междометие как часть речи
Цели:
образовательные:
- познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;
- показать роль междометий в речи;
- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
- познакомиться с правописанием междометий и употреблением знаков препинания при междометиях;
- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать умение выбирать нужную информацию, анализировать и
систематизировать её;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, уважение к собеседнику и учителю.
- воспитывать культуру речевого этикета.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
I. Оргмомент.
У: Ребята, посмотрите в окно. Какая сегодня погода?
1) О:Пасмурная, дождливая?
У: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс!
2) О: Солнечная, светлая?

II. Лексическая разминка. Работа с фразеологизмом.

Междометия — это осо­бая часть речи, кото­рая объ­еди­ня­ет неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, непо­сред­ствен­но выра­жа­ю­щие чув­ства и воле­изъ­яв­ле­ния чело­ве­ка, но не назы­ва­ю­щие их конкретно.

Междометие как часть речи
Выясним, что такое меж­до­ме­тия в систе­ме частей речи рус­ско­го языка.

Как извест­но, все сло­ва рус­ско­го язы­ка рас­пре­де­ля­ют­ся по опре­де­лен­ным лексико-грамматическим клас­сам в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, харак­тер­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью в предложении.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка обо­зна­ча­ют пред­мет, его при­знак или дей­ствие и при­над­ле­жит к само­сто­я­тель­ным частым речи. Другая часть слов состав­ля­ет слу­жеб­ные части речи.

Междометия не явля­ют­ся ни само­сто­я­тель­ной, ни слу­жеб­ной частью речи. Эти сло­ва настоль­ко спе­ци­фич­ны, что их нель­зя отне­сти ни к одной части речи в рус­ском языке.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕР­МИ­НА
Междометие — сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная каль­ка XVIII века. От латин­ско­го interjectio — «меж­до­ме­тие», пер­во­на­чаль­но в виде «меж­ду­ме­тие».
Буквально «меж­до­ме­тие» зна­чит «бро­шен­ное (встав­лен­ное) меж­ду пол­нознач­ны­ми словами».
Под вли­я­ни­ем слож­ных слов с соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» пер­во­на­чаль­ная фор­ма «меж­ду­ме­тие» пре­вра­ти­лась в «меж­до­ме­тие».

Чтобы понять, что такое меж­до­ме­тия в рус­ском язы­ке, посмот­рим, какое опре­де­ле­ние дает Большая рос­сий­ская энциклопедия:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Междометие  — лексико-грамматический класс неиз­ме­ня­е­мых слов, не вхо­дя­щих ни в зна­ме­на­тель­ные, ни в слу­жеб­ные части речи и нерас­чле­нён­но выра­жа­ю­щих (но не назы­ва­ю­щих) эмо­ци­о­наль­ные и эмоционально-волевые реак­ции на окру­жа­ю­щую действительность.
Междометия — это чаще все­го неиз­ме­ня­е­мые ком­плек­сы зву­ков, кото­рые тем не менее понят­ны всем носи­те­лям языка:

ах!
фу!
ура!
бис!

тьфу!
айда!
физкульт-привет!
спа­си­бо!
до сви­да­ния!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕ­РИ­АЛ
Смотрите пол­ный спи­сок меж­до­ме­тий рус­ско­го языка.
Поскольку эти сло­ва не назы­ва­ют пред­мет, при­знак, дей­ствие и т. д., то оче­вид­но, что их нель­зя соот­не­сти ни с одной само­сто­я­тель­ной частью речи в рус­ском языке.

От слу­жеб­ных частей речи меж­до­ме­тия отли­ча­ют­ся тем, что не могут выра­жать отно­ше­ний меж­ду сло­ва­ми в пред­ло­же­нии и слу­жить для свя­зи меж­ду ними. Междометия не вно­сят в пред­ло­же­ние доба­воч­ных смыс­ло­вых оттен­ков, как напри­мер частицы.

В соста­ве пред­ло­же­ния меж­до­ме­тия, как пра­ви­ло, син­так­си­че­ски не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми и соот­вет­ствен­но не явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Ах! Закройте, закрой­те гла­за газет! (В. Маяковский)

Но если меж­до­ме­тия выра­жа­ют воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го, то они могут под­чи­нять  себе дру­гие слова:

Быстро марш отсюда!

Брысь от стола!

Обычно меж­до­ме­тия высту­па­ют в каче­стве само­сто­я­тель­ных слов-предложений:

— Батюшки! — вос­клик­ну­ла взвол­но­ван­ная мать.

Междометия могут перей­ти в дру­гую часть речи (суще­стви­тель­ное) и тогда ста­но­вят­ся чле­ном предложения.

Рядом со мной про­зву­ча­ло тор­же­ству­ю­щее «ага!».

В пред­ло­же­нии меж­до­ме­тия обособ­ля­ют­ся запя­той или вос­кли­ца­тель­ным знаком.

Ой, кто же тебя так разукрасил?

Боже! Как тем­но и без­люд­но здесь!

Междометия делят на раз­ря­ды по их про­ис­хож­де­нию и значению.

Первообразные

Первообразные меж­до­ме­тия не свя­за­ны с дру­ги­ми частя­ми речи. Состоят из одного-трех зву­ков, кото­рые могут повторяться:

ПРИМЕРЫ:
Ух! Фи! Ой-ой-ой! 
Производные

Производные меж­до­ме­тия свя­за­ны с дру­ги­ми частя­ми речи, кото­рые поте­ря­ли номи­на­тив­ную функ­цию и слу­жат для выра­же­ния эмоций.

ПРИМЕРЫ:
Матушки! Крышка! Боже мой!
Разряды междометий по значению
По зна­че­нию мож­но выде­лить три основ­ных раз­ря­да междометий:

эмо­ци­о­наль­ные меж­до­ме­тия, кото­рые выра­жа­ют радость, удив­ле­ние, испуг, сомне­ние, но не назы­ва­ют их конкретно;
импе­ра­тив­ные меж­до­ме­тия выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, коман­ду, при­каз, запрет и пр.;
выра­жа­ю­щие нор­мы эти­ке­та в речи.

Междометия и звукоподражательные слова
Отличаем меж­до­ме­тия от зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов, кото­рые пере­да­ют зву­ки живой и нежи­вой природы.

ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТ ПИСЬМЕННО

Тестирование по теме «Междометие»
1.Найдите неверное утверждение:
1. междометия – это неизменяемые слова
2. междометия выражают различные чувства, настроения, побуждения
3. Междометия относятся к служебным частям речи
2.Найдите неверное утверждение:
1. междометия бывают производными и непроизводными
2. междометия не являются членами предложения
3. Междометия являются самостоятельной частью речи
3.Найдите неверное утверждение:
1. междометия не являются членами предложения
2. междометия могут употребляться в значении других частей речи
3. Междометия могут изменяться
4. Междометия, образованные повторением слов, пишутся:
1. через дефис
2. через запятую
3. Раздельно
5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
1. Ба, Ниловна, и ты бунтовать пошла!
2. Ох устала я, устала.
3. О, если б голос мой умел сердца тревожить!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Д\з урок 74 вып упраж 459
Категория: 7 классы | Добавил: petrovna1962 (17.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar