19.04 7-А русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.
2.Объявление темы урока, постановка цели.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.

3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте
1. В русском языке есть самостоятельные и … части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают…………………………………
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…..... (подчинительные)
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.

Схема морфологического разбора союза.
I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1) сочинительный или подчи­нительный;

2) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция.

IV.Особенности правописания (если есть).

Когда я был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко).

Образец морфологического разбора союза.
I. Когда — союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

II. Морфологические признаки.

1) подчинительный, временной;

2) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция.

Не является членом предложения.

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния меж­ду собой, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний в тексте.

Союз как часть речи начи­на­ют изу­чать в 3 и 4 клас­се. Рассмотрим подроб­нее, что такое союз в рус­ском языке.

По грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам все сло­ва отно­сят к само­сто­я­тель­ным или слу­жеб­ным частям речи.

Самостоятельные части речи обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и обо­зна­ча­ют пред­мет (дере­во, забо­та), при­знак (весе­лый, мор­ской), дей­ствие или состо­я­ние (стро­ить, раз­мыш­лять), коли­че­ство (три, шесте­ро) и пр. Слова само­сто­я­тель­ных частей речи обла­да­ют харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми, по кото­рым их мож­но узнать и отли­чить друг от дру­га и от слу­жеб­ных частей речи.
Служебные части речи не могут назы­вать пред­ме­ты и их при­зна­ки, дей­ствия или коли­че­ства. Они не изме­ня­ют­ся, не име­ют пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков и не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. Служебные сло­ва упо­треб­ля­ют­ся для выра­же­ния раз­лич­ных отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, обо­зна­чен­ны­ми сло­ва­ми само­сто­я­тель­ных частей речи.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют три слу­жеб­ные части речи:

пред­лог (к, от, насчет);
союз (а, но, пока);
части­ца (как, неуже­ли, вот).
Выясним, для чего исполь­зу­ет­ся союз как слу­жеб­ная часть речи.

Союз — это средство связи
В пред­ло­же­нии могут быть несколь­ко слов, отве­ча­ю­щих на один и тот же вопрос и пояс­ня­ю­щих одно и то же сло­во. Это одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Их мож­но про­сто пере­чис­лить с помо­щью инто­на­ции, а мож­но исполь­зо­вать с ними союз как слу­жеб­ную часть речи.

Сравним:

В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни, виш­ни, гру­ши, сливы.

В дедуш­ки­ном саду рас­тут ябло­ни и виш­ни, гру­ши и сливы.

Союз вос­тре­бо­ван так­же в слож­ном пред­ло­же­нии, если соеди­ня­ет его части:

Поднялся ветер, и серые тучи ушли за горизонт.

Наконец союз может соеди­нять целые фраг­мен­ты текста:

С дав­них пор люди счи­та­ли Север непро­хо­ди­мым. Ледяная без­жиз­нен­ная пусты­ня была  опас­на для чело­ве­ка. И все же начи­ная с XVI века на Север регу­ляр­но наве­ды­ва­лись кораб­ли смель­ча­ков. У море­пла­ва­те­лей была мно­го­ве­ко­вая меч­та най­ти про­ход меж­ду материками.

Понаблюдав за исполь­зо­ва­ни­ем сою­зов, дадим опре­де­ле­ние сло­вам этой части речи:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и фраг­мен­тов текста.
Происхождение и состав союзов
По про­ис­хож­де­нию сою­зы делят­ся на непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные. Непроизводные сою­зы не свя­за­ны с дру­ги­ми частя­ми речи:

а, и, но, да, или, либо
Производные сою­зы обра­зо­ва­ны от слов дру­гих частей речи спо­со­бом перехода:

тоже, так­же, зато;
если, хотя, пока, как будто.

По соста­ву сою­зы бывают

про­стые, кото­рые состо­ят из одно­го сло­ва (и, да, пока, как);
состав­ные, име­ю­щие несколь­ко слов (до тех пор пока, для того что­бы).

По упо­тре­би­тель­но­сти сою­зы делят­ся на оди­ноч­ные (а, но, да, тоже), повто­ря­ю­щи­е­ся (ни…ни, не то…не то, либо…либо) и двой­ные, кото­рые состо­ят из несколь­ких вза­им­но свя­зан­ных ком­по­нен­тов, раз­де­лен­ных дру­ги­ми словами:

как…так и;
чем…тем;
если…то;
так как…то;
лишь только…как.

Сочинительные сою­зы соеди­ня­ют рав­но­прав­ные элементы:

одно­род­ные члены;
про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве сложного;
пред­ло­же­ния в тексте;
абза­цы текста.
По выра­жа­е­мым отно­ше­ни­ям меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и частя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния сочи­ни­тель­ные сою­зы делят­ся на группы:

1. соеди­ни­тель­ные сою­зы, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся при перечислении:

и, и…и, ни…ни, да (=и)
В эту тем­ную ночь ни звез­ды, ни луна не осве­ща­ли нам путь.

2. про­ти­ви­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния про­ти­во­по­став­ле­ния, несо­от­вет­ствия пред­ме­тов, при­зна­ков, дей­ствий, под­чер­ки­ва­ют раз­ли­чия меж­ду ними:

а, но, да (=но), одна­ко, зато, же, только
Кругом цари­ла тиши­на, одна­ко вда­ли послы­шал­ся едва раз­ли­чи­мый гул.

3. раз­де­ли­тель­ные сою­зы обо­зна­ча­ют отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния явле­ний, чере­до­ва­ния пред­ме­тов, событий:

или, либо, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то и др.
С утра небо либо хму­рит­ся, либо неожи­дан­но вспых­нет из-за туч сол­неч­ный луч.

4. гра­да­ци­он­ные сою­зы име­ют зна­че­ние уси­ле­ния или ослаб­ле­ния зна­чи­мо­сти одно­го из чле­нов одно­род­но­го ряда, как пра­ви­ло, второго:

не только…сколько, не толь­ко …но и, не то чтобы…а, если не…то, хотя и…но
Мы не толь­ко посмот­ре­ли спек­такль, но и про­чли эту пье­су в оригинале.

5. пояс­ни­тель­ные сою­зы выра­жа­ют отно­ше­ния разъяснения:

то есть, а имен­но, или (=то есть)
На выстав­ке гон­чар пред­ла­га­ет гли­ня­ные изде­лия, а имен­но: сви­стуль­ки, фигур­ки живот­ных и птиц, деко­ра­тив­ную посуду.

6. при­со­еди­ни­тель­ные сою­зы слу­жат для при­со­еди­не­ния доба­воч­ных све­де­ний или замечаний:

да и, при­чём, при­том, а так­же, так­же, тоже
Путь был один, при­чем места­ми по болоту.

Подчинительные сою­зы — это сою­зы, кото­рые свя­зы­ва­ют меж­ду собой нерав­но­прав­ные части слож­но­го пред­ло­же­ния. В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния они ука­зы­ва­ют на зави­си­мость одно­го пред­ло­же­ния от другого.

По зна­че­нию различают

1. изъ­яс­ни­тель­ные союзы:

что, что­бы, как, ли, буд­то и пр.
Мы не зна­ем, нуж­но ли сле­до­вать это­му совету.

2. вре­мен­ные союзы:

когда, пока, едва, в то вре­мя как, лишь толь­ко, перед тем как. после того как и пр.
Едва рас­све­ло, начал­ся нуд­ный осен­ний дождь.

3. при­чин­ные союзы:

так как, пото­му что, отто­го что, посколь­ку, ибо, в виду того что, в свя­зи с тем что и пр.
Она гром­ко запе­ла, пото­му что боя­лась окру­жа­ю­щей гне­ту­щей тишины.

4. целе­вые союзы:

что­бы, с тем что­бы, для того что­бы, лишь бы и пр.
Для того что­бы понять дру­го­го чело­ве­ка, доста­точ­но вни­ма­тель­но его выслушать.

5. срав­ни­тель­ные союзы:

как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, подоб­но тому как
Под её лег­ки­ми шага­ми тихо шеле­сте­ла листва, как ино­гда шур­шит в кустах ежик.

6. усту­пи­тель­ные союзы:

хотя, пусть, пус­кай, даром что, несмот­ря на то что
Даром что это село назы­ва­ют город­ком, жите­лей тут оста­лась уже совсем немного.

7. сою­зы следствия:

так что, в силу чего, вслед­ствие чего
Быстро смер­ка­лось, так что силу­эты дере­вьев за окна­ми сли­ва­лись в одну тем­ную стену.

Дополнительные задания.ПИСЬМЕННО
Задание: Пословицы рассыпались: вставьте союзы и определите их разряд.
Берегись бед, …. их нет.
Не мил свет,…..друга нет.
Дерево затем и посадили, …… есть плоды.
Сам погибай,….. товарища выручай.
Труд кормит,….. лень портит.

Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Д\з Выучить урок 64 выполнить упражнение 382
Категория: 7 классы | Добавил: petrovna1962 (18.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar