24.05 7-А литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Сегодня урок посвящен еще одному удивительному и неоднозначному литературному герою. Создал его французский писатель Проспер Мериме.
Сообщение учащегося о Мериме.
Проспер Мериме, будущий выдающийся французский писатель, родился в 1803 году в семье образованного химика и живописца. Получил образование юриста, долгое время служил, был чиновником, хотя политика и служебная карьера, которая складывалась очень успешно, в жизни Мериме играли не первостепенную роль. Это было сложное время в истории Франции, ознаменовавшееся разными драматическими, а то и трагическими событиями: Великая французская революция, наполеоновские походы, в том числе и в Россию в 1812 году, восстановление королевской династии Бурбонов, пожизненная ссылка Наполеона на о. Святой Елены. Во всей Франции образованные люди напряженно раздумывали над судьбой своей страны. Среди них был и Проспер Мериме, литературный дебют которого состоялся уже в 20 лет. П. Мериме в конце 20-ых гг. обратился к жанру новеллы, среди них самые известные — «Кармен», «Таманго» и «Маттео Фальконе».

Имя Проспера Мериме по праву занимает свое место в блестящей плеяде французских реалистов второй половины XIX в. Творчество Стендаля, Бальзака и их младшего современника Мериме стало вершиной французской национальной культуры послереволюционного периода. Писатель хотел дать представление о жестоких нравах XIV в., не нарушая исторической достоверности. В 1829 г. П. Мериме приступил к написанию новеллы “Маттео Фальконе”. Новеллы Мериме поражают своей эмоциональной выразительностью и лаконичностью.

В новеллах писателя влечет к себе экзотическая тема. Жестокая жизнь современности заставляла его обращаться к изображению страстей, которые становились знаком человеческой незаурядности. Центральное событие новеллы – убийство сына за предательство – организует весь сюжетный материал.
Коротенькая экспозиция не только объясняет происхождение маки, но и характеризует корсиканские нравы, местное гостеприимство и готовность приходить на помощь преследуемому. “Если вы убили человека, бегите в маки Порто Веккьо… Пастухи дадут вам молока, сыра и каштанов, и вам нечего

бояться правосудия…” Маттео Фольконе – человек отважный и опасный, прославившийся необыкновенным искусством стрельбы, он верен в дружбе, опасен во вражде. Черты его характера обусловлены законами корсиканской жизни.
Автор заостряет внимание на том, что через два года после смерти сына Маттео остался прежним, видимо, убийство сына никак не повлияло на него. В сцене предательства Фортунато весомо почти каждое слово, как и символичность имени мальчика, позволяющего представить, как много ждал от него отец. В свои десять лет мальчик “подавал большие надежды”, за что отец гордился своим сыном. Тому свидетельство смышленость и смелость, с которой он провел сделку сначала с Джаннетто, а потом с Гамбой.

Сержант Гамба сыграл роль рокового соблазнителя, он тоже корсиканец, даже дальний родственник Маттео, хотя обладает совсем другими личностными качествами. Он представляет мир, в котором выгода и расчет подавляют все естественные побуждения. Символом торгашеской цивилизации стали серебряные часы с голубым циферблатом, со стальной цепочкой. Эта вещица лишила жизни двух человек.

В смерти Фортунато смело можно объявить виновным сержанта Гамбу. Специфику корсианской жизни, а также внутренний трагизм события раскрывают скупой диалог и лаконичная выразительность действия. Маттео, его жена Джузеппа, бандит Джаннето Сампьеро, пастухи из маки – люди одного мира, живущего по своим внутренним законам.

Этому миру противопоставлены сержант Гамба, его вольтижеры с желтыми воротниками – примета их чудности, полумифический и всемогущий “дядя капрал”, у сына которого уже есть часы и который, как думает Фортунатто, может все. Пространственная граница двух этих миров пролегает между маки и полем, нравственную же границу можно преодолеть ценой предательства моральных законов своего мира, что и пытается сделать Фотунато.

Его поступок можно расценить по разному. С одной стороны, он предал корсиканские законы, нарушил моральные нормы; а с другой стороны, его легко понять: он еще ребенок, ему очень понравились часы, да и появилось ревностное чувство зависти, потому что у сына “дяди капрала” есть такие часы, хотя он и младше Фортунато. Кроме этого, Гамба посулил мальчику, что “дядя капрал” пришлет ему в награду хороший подарок. Маттео карает сына за такой поступок смертью.

О том, что приговор, вынесенный Фотунато отцом, не был результатом личных преувеличенных представлений Маттео о чести рода, а выражал нравственному отношению к предательству всего народа, свидетельствует поведение Джузеппы, при всей своей скорби сознающей правоту Маттео.

Сообщение учащегося об о. Корсика.
Действие новеллы «Маттео Фальконе» не случайно происходит на острове Корсика. Корсика — гористый остров в Средиземном море. Склоны гор покрыты средиземноморскими кустарниками, лесами. Корсика является департаментом Франции, но населяют его не французы, а корсиканцы — народ, который говорит на различных диалектах итальянского языка. Жизнь на острове отличается тем, что за столетия создалась особая, довольно замкнутая культура и традиция неприятия нового. Весь остров делился на несколько областей, выборная власть была сосредоточена в небольших городках. Города располагались в основном на побережье, горные районы были труднодоступны.
В годы жизни П. Мериме французы считали корсиканцев дикарями, но интерес к культуре этого острова постоянно поддерживался тем, что человек, которым многие французы восхищались, несмотря на его поражение, — Наполеон Бонапарт — был родом с о. Корсики. Некоторые современники П. Мериме считали, что разумнее возвратиться к первобытным нравам, которые казались проще и даже лучше, чем нравы буржуазного общества.
Описывая случай, который произошел на Корсике, П. Мериме обращает читателей — своих современников — к мыслям о том, на каких основах нужно строить человеческие отношения, заставляет думать о нравственных основах поступков и ценности человеческой жизни.
Учитель:
Сегодня мы поговорим о новелле Мериме «Маттео Фальконе», но прежде остановимся на особенностях жанра новеллы. Что такое новелла?
Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.
Новелла сопоставима по объему с рассказом, но отличается от него острым, быстро развивающимся сюжетом, отсутствием описательности. В центре внимания автора, как правило, случай, влияющий на жизнь героя, предельно раскрывающий характер героя.
Какое из объяснений кажется вам понятнее? Ответьте мне на несколько вопросов УСТНО:
К какому роду литературы относится жанр новеллы? – к эпическому
С каким другим эпическим жанром можно сопоставить новеллу? – с рассказом
Что их отличает?

Прежде чем мы приступим к обсуждению новеллы, проведем словарную работу.
Корсика
Порто Веккьо, Корто, Бастия
Маки́́
Муфлон
Caporale
Вольтижёры
Carchera
Вопросы по произведению:
Где происходят события? Что такое маки?
Новелла называется «Маттео Фальконе». Кто это такой?

Главный герой.
Расскажите о главном герое по плану:
Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место.
В этом году мы не в первый раз говорим о сильном, героическом характере. Какими средствами создается характер литературного героя? УСТНО
Что вы можете сказать о мальчике Фортунато? Что означает слово «фортуна»?
Как он себя ведет при общении со взрослыми?
С преступником?
С дядей вольтижером?
Какова расплата за проступок?
Мог ли Маттео поступить иначе? Простилось бы ему?
Вернемся к жанру новеллы. Готовы ли вы теперь на примере новеллы Мериме говорить об особенностях жанра?
ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС
- Но остается еще один вопрос: кто же тогда виноват в смерти Фортунатто?
- А что скажет Маттео жене по поводу погребения?
-Обратимся к эмблеме, почему я предложила именно такое изображение?

Какие нравственные вопросы вы решили для себя?
-Чем отличается характер героя от характера человека в жизни?

-Какие художественные средства использует автор для создания героического характера?
Общий вывод. Вот и закончили мы с вами нелегкий разговор о важных, вечных проблемах.
- Как вы думаете, проблема нравственного выбора, рассмотренная в новелле «Маттео Фальконе» (1835) устарела ли сегодня?
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ.
СДЕЛАТЬ МИНИ-КОНСПЕКТ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ, ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ.
Категория: 7 классы | Добавил: petrovna1962 (23.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar