24.05 7- А русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цели: знакомство со знаками препинания при междометиях; формирование умения находить в тексте междометия и выделять их знаками препинания.
Ход урока.

1. Повторение.
-Что такое междометие?
-Производные и непроизводные междометия (смотри фото в сообществе).

2.Теоретический материал.

Если междометие стоит в начале предложения и произносится без восклицательной интонации, то оно на письме выделяется: запятой, например:
Эх, дубинушка, ухнем! Ах, молодость не приходит вновь.

Запятая не ставится внутри цельных сочетаний, в которые входят междометия и местоимения или частицы:
ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и др.
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган.

Запятая не ставится если междометие стоит перед словамикак, какой и в сочетании с ними выражает высокую степень признака (в значениях «очень»,
«весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»):
Собственность, значит, признает; а это, по нынешнему времени, ах как приятно!

Если междометие стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то оно на письме выделяется восклицательным знаком (слово, следующее за междометием, пишется с прописной буквы):
«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька.
Эх! Да ты, как я вижу, слова не даёшь вымолвить.
Междометие, стоящее в середине предложения, выделяется с двух сторон запятыми: Как я люблю море, ах, как я люблю море!

Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не выделяются, например:
Ах ты, мерзкое стекло!
Задание:
1. Изучить теоретический материал в сообществе.
2. Выполнить следующее задание:

Упражнение 1. Примените знание теории и правильно расставьте знаки препинания. Междометия, употребленные в значении самостоятельных частей речи, подчеркните как члены предложения.

1.Ой как страшно! 2.Тпрр донеслось со двора. 3.Чу за белой, грозной тучей прокатился глухо гром. 4.Ух батюшки выкрикивал он. 5.Увы он счастия не ищет. 6.Эй смотри сюда! 7.Ах и ох слышались со всех сторон. 8.Скажите пожалуйста а я никак не думал. 9.По неопытности ей богу по неопытности. 10. Тьфу перепугал меня негодный мальчишка! 11.Чу стучит проезжающий воз.

Запятая и восклицатель­ный знак при междометиях. Пунктуационное выделение междометий в предложении. Морфологический разбор меж­дометия.

если междометие стоит в начале предложения и произносится без восклицательной интонации, то оно на письме выделяется: запятой, например:Эх, дубинушка, ухнем!Ах,молодость не приходит вновь.Запятая не ставится внутри цельных сочетаний, в которые входят междометия и местоимения или частицы:ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и др. Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган. Запятая не ставится если междометие стоит перед словамикак, какой и в сочетании с ними выражает высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»): Собственность, значит, признает; а это, по нынешнему времени,ахкакприятно!

если междометие стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то оно на письме выделяется восклицательным знаком (слово, следующее за междометием, пишется с прописной буквы): «У! Баловень!» - тихо ворчит нянька.Эх! Да ты, как я вижу, слова не даёшь вымолвить.

Запятая и восклицательный знак при междометиях. Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их, например: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, то-то же, вот тебе на, вот тебе раз, эй.Междометия на письме выделяются запятыми: Эх, если бы ты знала, Катерина, как резались мы тогда с турками!
Запятой и восклицательным знаком выделяется междометие, стоящее в середине предложения и произносимое с восклицательной интонацией (слово, следующее за междометием, пишется со строчной буквы): Но,увы! комен­дант ничего не мог сказать мне решительного.

Междометие, стоящее в середине предложения, выделяется с двух сторон запятыми: Как я люблю море, ах, как я люблю море!

Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не выделяются, например: Ахты, мерзкое стекло!

Правила постановки знаков препинания при междометиях довольно просты: если вы правильно определите часть речи и её роль в предложении, то трудностей в постановке знаков препина­ния не будет. Междометия нужно уметь отличать от других частей речи по смысловому значению. Сравните:Ну, давай плясать! "А! Он по медицинскому факультету",- заметил Николай Петрович. (В этих предложениях после междометий поставлена запятая и восклицательный знак.) "А ты долго меня ждал?"- спросил Аркадий.(В этом предложении а - союз.) Нукак не порадеть родному человечку! (В этом предложении ну – частица.)После междометий ставится восклицательный знак и запятая, после частиц и союзов этих знаков нет.

Схема морфологического разбора междометия.

I. Часть речи. II. Морфологические признаки: 1) тип по образованию; 2) значение; 3) неизменяемое слово. III. Синтаксическая функция.

Образец морфологического разбора междометия.

"Эй, добрые люди, кто из вас дома?"- спросил я громко.

I. Эй – междометие. II. Морфологические признаки: 1) непроизводное; 2) выражает побуждение; 3) неизменяемое слово. III Синтаксическая функция. Членом предложения не является.

87.Тренажёр по теме "Особенности упо­требле­ния предложений с прямой и косвенной речью. Синони­мия предложений с прямой и косвенной речью".

85.Тренажёр по теме "Запятая и восклицатель­ный знак при междометиях. Пунктуационное выделение междометий в предложении. Морфологический разбор меж­дометия".
НПС. Найдите междометия, объясните постановку знаков препинания при них.
ППС. Расставьте знаки препинания и произведите морфологический разбор междометий.
ВПС. Вставьте подходящие междометия, объясните постановку знаков препинания
1.Увы, на разные забавы я много жизни погубил!

2.Ой вы, луга и дубравы, я одурманен весной. 3.А, не до слов теперь! 4.Ах, голова горит, вся кровь моя в волненье! 5.Ура! Мы ломим, гнутся шведы. 6.Ба! Ты, косой, пожаловал отколе? 7.Эй! Иван! Иди-ка стряпать! 8.У! Бежит пострелёнок! 9.Ох, Вася, у него зарезал я телёнка. 10.Чу, там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог.
1.А Александр Андреич просим садитесь-ка. 2.Эх Александр Андреич дурно брат! 3.Эй завяжи на память узелок… 4.Ах Чацкий я вам рада. 5.Ну говори поскорей… 6.Цыц не смей этим шутить! 7.Ах пошлите за доктором. 8.Эй Петров заводи песню! 9.Ну девушка я тебя сейчас выручу. 10.О говори хоть ты со мной подруга семиструнная!
1. … , как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу! 2. … Для чего она блистает... 3. … О, кто бы ни был ты... 4. … , как хорошо в летний полдень в лесу! 5. … , Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона! 6. …, как вы могли это сделать! 7. …, красивы над Волгой закаты! 8. …! Лови, лови да дави его, дави! 9. Ушица, …, на славу сварена. 10. … ты, степь моя, степь привольная.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
д\з выуч урок 75 вып ураж 465
Категория: 7 классы | Добавил: petrovna1962 (23.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar