25.05 7- А русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г. П.
Цели: Обобщить знания по теме: «Фонетика». Углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии. 3.Совершенствовать орфоэпические навыки. 4.Закрепить навыки фонетического разбора. 5. Вести подготовку к итоговой аттестации. План урока: Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим имеющиеся знания о фонетике, графике, орфоэпии; систематизируем представления об основных фонетических процессах и звуковых значениях букв, совершенствуем навыки фонетического разбора слова. В конце урока подведем итог нашей работы, поработав с тестом на оценку. (Запись числа и темы урока ) Эпиграфом к уроку возьмем слова Н. В. Гоголя: « Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш». Слова Гоголя не записываем, вернемся к ним через некоторое время. Что называется фонетикой? Что называется орфоэпией? Что изучает графика? Беседа • Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне. • Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются? • Как определяются непроверяемые безударные гласные в корне? • Какому правилу подчиняется написание проверяемых гласных в корне? • Как проверяются чередующиеся гласные в корне? • Назовите три группы корней с чередующимися гласными, различные по способу проверки. • Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами? • В каких случаях это бывает? Приведите примеры. • Что называется непроизносимой согласной? • Почему возникает эта орфографическая трудность? Приведите примеры. 3. Повторение обозначения мягкости согласных на письме а) Беседа • Что значит твердость и мягкость согласных? • Как обозначаются мягкие согласные на письме? • Когда мягкость согласных не обозначается специальными буквами? • Почему в сочетании букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется мягкий знак? • Найдите в стихотворении О. Высотской «Мягкий знак» фонетические неточности Он очень вежлив, мягкий знак! Не любит споров он и драк: Он всем старается помочь! Он в слове «мать» и в слове «дочь», Он в тихом лунном слове «ночь». Чтоб никого не огорчить, Он все старается смягчить: Отрежь — отрежьте! Поешь — поешьте! Исправь — исправьте! Оставь — оставьте! — Так мягко просит мягкий знак, Что отказать нельзя никак. • Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности: 1) обозначение мягкости согласных: мать, огорчить и т. д.; 2) обозначение грамматических форм слов: помочь, дочь, ночь, отрежь и т. д. • О какой роли мягкого знака вы еще знаете? (ь разделительный) Запишите примеры. • В чем сходство и в чем различия в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах. 4. Практическая работа а) Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне. Прит..жательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..л..жение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..ритетом, бл..стательное достижение, пор..внят(?)ся с к..ло(н,нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха.. т з..рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кров- ный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию. б) Продолжите запись, приводя по два-три своих примера. 1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, ... . 2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, ...; несёшь — несёшься, ... . 3) Наречия: прочь, ... . 4) Частицы: ишь, ... . Глядя на запись, письменно ответьте, в словах каких частей речи употребляется ь после шипящих в конце слов. Приведите примеры. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме урока. Д\з выуч урок 78 вып ураж 479 | |
| |
Просмотров: 93 | |
Всего комментариев: 0 | |