26.05 7-А русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цели и задачи:
Обучающие: активизировать знания по теме «Лексика и фразеология»; уметь правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, использовать синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы как лексическое средство выразительности, видеть в устной и письменной речи лексические ошибки, исправлять их; правильно выполнять задания.
Развивающие: способствовать развитию образного и абстрактного мышления, внимания, памяти, монологической речи, способствовать пополнению и активизации словарного запаса;
способствовать развитию общих компетенций:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
I.Организационный этап
- Добрый день всем присутствующим сегодня на нашем учебном занятии. Я рада всех вас видеть дистанционно!

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас полезными знаниями, вы получили удовольствие от взаимного общения и добились успеха на уроке, пусть сегодняшний день принесет вам успех, будьте успешны в жизни.

Лексика– словарный состав языка. Лексикология– раздел языкознания, который изучает слово, как единицу словарного состава языка и лексическую систему языка. Лексическое значение. Однозначные слова - одно лексическое значение. Термины, слова с предметным значением, как правила, однозначные. Например: автобус, карандаш, компьютер. Многозначные слова - несколько лексических значений. Большинство слов в русском языке многозначные.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий сверхсловные единицы – фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологизмы – устойчивые, воспроизводимые, меткие выражения с целостным значением. Пословица – краткое изречение, обладающее как буквальным, так и переносным смыслом и метко и точно дающее оценку какому-либо событию, поступку человека.

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

Лексикология изучает словарный состав языка.
Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.
Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав.
Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).
От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).
Существуют различные разновидности омонимов:
лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
омоформы (мой руки – мой пиджак);
омофоны (леса – лиса);
омографы (мУка – мукА).
Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).
Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).
Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).
Группы слов по происхождению и употреблению

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.
Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).
Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).
Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).
Среди устаревших слов выделяют:
историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).
Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).
По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).
К ограниченным в сфере употребления относятся:
диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).
Упражнение № 1 ПИСЬМЕННО

Укажите лексическое значение слов.

Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.
Упражнение № 2 ПИСЬМЕННО

Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.
Упражнение № 3 УСТНО

Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Д\з Выуч урок 79 вып упраж 483
Категория: 7 классы | Добавил: petrovna1962 (25.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 73 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar