29.04.2020 Литература
29.04.2020 Литература 7 -А, 7-Б класс Учитель Шевченко С.Н. Тема. Песни на стихи русских поэтов ХХ века. Из зарубежной литературы. Дж.Г.Байрон В ходе урока вы - познакомитесь со стихотворениями и авторами И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н.Вертинский «Доченьки» - узнаете особенности такого синтетического жанра как песня; - научитесь анализировать песни на стихи поэтов XX в. ; - сможете понять, насколько музыкальная русская поэзия. План урока 1. Проверка д\з: перешлите учителю аудиофайл выученного стихотворения о природе (см.материал предыдущего урока)ю НЕ ЗАБУДЬТЕ представиться, назвать автора произведения и его название. Не снижайте себе оценку! 2. Оформите записи в тетради Двадцать девятое апреля Классная работа Песни на стихи русских поэтов ХХ века. И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н.Вертинский «Доченьки» Из зарубежной литературы. Дж.Г.Байрон 1 часть модуля 3. Просмотрите видео урок https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/main/ 4.Пройдите тренировочные задания https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/train/#161584 Скриншот результата пришлите учителю 2 часть модуля 5. Из материалов видео урока запишите сведения о Байроне (творчество других писателей мы будем изучать на последующих уроках) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2301/main/ 6. Прослушайте стихотворение Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!..» https://youtu.be/ZnJBRn20PYw 7. Выполните его анализ письменно в тетради, используя материалы 8.Д/З: выучить наизусть 1 из стихотворений (на выбор из 1 –го блока), оформленные записи в тетради в виде фото переслать учителю (боковые, перевернутые работы НЕ ПРОВЕРЯЮ) Связаться с учителем для консультирования и оказания помощи можно в ВКонтакте https://vk.com/id164173408 или по телефону 0713264436 План анализа стихотворения 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/. 3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.) А) Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская. Б) Идея В) Настроение Г) Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); - без сюжета: образы чувств (...). 4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения 1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов. 2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения. 3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на: А) Ритм стиха, стихотворный размер: Ямб 2,4,6,8,10 Хорей 1,3,5,7,9 Дактиль 1,4,7,10 Амфибрахий 2,5,8,11 Анапест 3,6,9,12 Б) Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент). Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов. В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - параллелизм; - сравнение; - эпитет - художественное определение. 6. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 7. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 8. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа. 9. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например: 1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… 2. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды» | |
| |
Просмотров: 280 | |
Всего комментариев: 0 | |