menu

29.04.2020 Литература
29.04.2020 Литература 7 -А, 7-Б класс Учитель Шевченко С.Н.
Тема. Песни на стихи русских поэтов ХХ века. Из зарубежной литературы. Дж.Г.Байрон
В ходе урока вы
- познакомитесь со стихотворениями и авторами И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н.Вертинский «Доченьки»
- узнаете особенности такого синтетического жанра как песня;
- научитесь анализировать песни на стихи поэтов XX в. ;
- сможете понять, насколько музыкальная русская поэзия.
План урока
1. Проверка д\з: перешлите учителю аудиофайл выученного стихотворения о природе (см.материал предыдущего урока)ю НЕ ЗАБУДЬТЕ представиться, назвать автора произведения и его название. Не снижайте себе оценку!
2. Оформите записи в тетради
Двадцать девятое апреля
Классная работа
Песни на стихи русских поэтов ХХ века.
И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н.Вертинский «Доченьки»
Из зарубежной литературы. Дж.Г.Байрон

1 часть модуля
3. Просмотрите видео урок https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/main/
4.Пройдите тренировочные задания https://resh.edu.ru/subject/lesson/2299/train/#161584
Скриншот результата пришлите учителю
2 часть модуля
5. Из материалов видео урока запишите сведения о Байроне (творчество других писателей мы будем изучать на последующих уроках) https://resh.edu.ru/subject/lesson/2301/main/
6. Прослушайте стихотворение Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!..»
https://youtu.be/ZnJBRn20PYw
7. Выполните его анализ письменно в тетради, используя материалы
8.Д/З: выучить наизусть 1 из стихотворений (на выбор из 1 –го блока), оформленные записи в тетради в виде фото переслать учителю (боковые, перевернутые работы НЕ ПРОВЕРЯЮ)
Связаться с учителем для консультирования и оказания помощи можно в ВКонтакте https://vk.com/id164173408 или по телефону 0713264436

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
А) Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая;
- любовная/интимная; - философская.
Б) Идея В) Настроение
Г) Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб 2,4,6,8,10 Хорей 1,3,5,7,9 Дактиль 1,4,7,10 Амфибрахий 2,5,8,11 Анапест 3,6,9,12
Б) Рифма:
аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
5. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- параллелизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
6. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
7. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
8. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор, - рассказ от лица персонажа.
9. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:
1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
2. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»
Категория: 7 классы | Добавил: lanashevchenko96 (28.04.2020) | Автор: Шевченко С.Н. E
Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar