30.05 7-А русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
1. Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу: быстро бежать; прилагательному: очень быстрый; другому наречию: очень быстро. В предложении наречие обычно бывает обстоятельством. В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение. Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию: смотреть вдаль, вернуться вечером. Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному: яйцо всмятку, кофе по-варшавски. Наречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию: очень хороший, слишком холодно. Классификация наречий осуществляется по двум основаниям — по функции и по значению. 2. Классификация наречий по функции По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда. Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные и т. д. Классификация наречий по значению Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные. Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения: очень, красиво, весело, по-моему, пешком и подразделяются на следующие разряды: — качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем; — количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое. Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды: — места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху; — времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда; — причины (почему?): сгоряча, почему, потому; — цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем. 3. Степени сравнения качественных наречий на -о / -е Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже. Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака: — у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает. — у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася. — у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше. — у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет. Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная. Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом: основа положительной степени без -о (и без сегментов к/ок) + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же. От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством: Он прыгнул выше отца, или сказуемым безличного предложения: Стало теплее, а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения: Он выше отца или как определение: Дай мне тарелку поменьше. Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень: Он прыгнул более высоко, чем отец. Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака. В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь. Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами: 1) наиболее / наименее + положительная степень: Он прыгнул наиболее высоко, 2) простая сравнительная степень + всего / всех: Он прыгнул выше всех; отличие от превосходной степени сравнения прилагательных — в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения. 4. Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля). Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда). Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку), а также от старых форм ныне существующих имен (например: поделом, справа, слева). Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз). Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий: 1) наречия, соотносительные с местоимениями; 2) наречия, соотносительные с именами существительными; 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными; 4) наречия, соотносительные с именами числительными; 5) наречия, соотносительные с глаголами. По школьной программе, все способы образования наречий принято относить к словопроизводству: — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией) В школьном учебнике рассматривают словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно. По вузу, это морфолого-синтаксический способ. 5. Правописание наречий. А) Гласные на конце наречий 1. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о: вправо, направо, задолго. 2. В наречиях с приставками -из-/ис-, до-, с- пишется буква а: изредка, досуха, справа. 3. В наречиях с приставкой по- пишется буква у: попусту, помногу. Б) Наречия на шипящую После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь: настежь, сплошь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. В) Отрицательные наречия В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения — ни: некогда — никогда, негде — нигде, неоткуда — ниоткуда. Упражнение 1. Записать предложения, вставив пропущенные буквы. Наречия подчеркнуть как член предложения 1. Лужи сплошь засыпаны листьями. 2. Солдат упал, поднялся и побежал прочь. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. Кони неслись вскачь, не разбирая дороги. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЬ УПР 1 | |
| |
Просмотров: 70 | |
Всего комментариев: 0 | |