30.05 7-А русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
1. Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу: быстро бежать; прилагательному: очень быстрый; другому наречию: очень быстро. В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию: смотреть вдаль, вернуться вечером.
Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному: яйцо всмятку, кофе по-варшавски.
Наречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию: очень хороший, слишком холодно.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям — по функции и по значению.
2. Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные.
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например:
там, туда, тогда — указательные,
где, куда, зачем — вопросительно-относительные,
везде, всюду — определительные и т. д.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения: очень, красиво, весело, по-моему, пешком и подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
3. Степени сравнения качественных наречий на -о / -е
Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.
Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:
— у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта:
Петя бегает лучше, чем прыгает.
— у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта:
Петя бегает быстрее, чем Вася.
— у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше.
— у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта:
Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.
Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:
основа положительной степени без -о (и без сегментов к/ок) + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же.
От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством: Он прыгнул выше отца, или сказуемым безличного предложения: Стало теплее, а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения: Он выше отца или как определение: Дай мне тарелку поменьше.
Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру:
элементы более / менее + положительная степень: Он прыгнул более высоко, чем отец.
Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака. В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.
Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:
1) наиболее / наименее + положительная степень:
Он прыгнул наиболее высоко,
2) простая сравнительная степень + всего / всех:
Он прыгнул выше всех;
отличие от превосходной степени сравнения прилагательных — в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.
4. Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.
Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).

Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда).
Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку), а также от старых форм ныне существующих имен (например: поделом, справа, слева).
Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз).
Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:
1) наречия, соотносительные с местоимениями;
2) наречия, соотносительные с именами существительными;
3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;
4) наречия, соотносительные с именами числительными;
5) наречия, соотносительные с глаголами.
По школьной программе, все способы образования наречий принято относить к словопроизводству:
— приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха;
— суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь;
— приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра;
— сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией)
В школьном учебнике рассматривают словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно. По вузу, это морфолого-синтаксический способ.
5. Правописание наречий.
А) Гласные на конце наречий
1. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о:
вправо, направо, задолго.
2. В наречиях с приставками -из-/ис-, до-, с- пишется буква а:
изредка, досуха, справа.
3. В наречиях с приставкой по- пишется буква у:
попусту, помногу.
Б) Наречия на шипящую
После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь: настежь, сплошь, прочь.
Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
В) Отрицательные наречия
В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения — ни:
некогда — никогда, негде — нигде, неоткуда — ниоткуда.
Упражнение 1. Записать предложения, вставив пропущенные буквы. Наречия подчеркнуть как член предложения
1. Лужи сплошь засыпаны листьями. 2. Солдат упал, поднялся и побежал прочь. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. Кони неслись вскачь, не разбирая дороги.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЬ УПР 1
Категория: 7 классы | Добавил: petrovna1962 (29.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar