7 -А ТЕМА: "СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ" 12.04.2022
Тема: " Сочинительные cоюзы " Цель: создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации. Задачи: Образовательные:1.совершенствовать знания о союзах; 2. формировать представления о разрядах сочинительных союзов; 3. отрабатывать умения в употреблении союзов и определять роль союзов в тексте и предложении. ХОД УРАКА ДОБРЫЙ ДЕНЬ РЕБЯТА ТЕМА НАШЕГО УРОКА "СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ" ПРОШУ ВАС ЗАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ. ВЫПИСАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА Простые и составные союзы В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные. Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др. Сочинительные и подчинительные союзы По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда: Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды: Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи». Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь Подчинительная связь Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноп Союзы и значения сложносочиненных предложений В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет... В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами. Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного. Подчинительные союзы Союзные слова Простые Составные что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. что кто как когда который какой где куда откуда и др. Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении? Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить: 1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному: Сочинительные союзы — это слова служебной части речи, которые соединяют однородные члены предложения и равноправные предложения в составе сложных. Прежде чем узнать, что такое сочинительные союзы, вспомним, какие слова в системе частей речи русского языка следует называть союзами. Понятие о союзе В морфологии русского языка разграничивают самостоятельные части речи и служебные. Служебные части речи объединяют предлоги союзы частицы. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и части сложных предложений. Вдоль дороги растут ели и березы. На кормушке хозяйничали воробьи, но тут подлетела сорока. В заповеднике охраняют животных и птиц, чтобы сберечь уголок живой природы для наших потомков. По своим функциям союзы делятся на сочинительные (и, да, но, однако, также, либо и пр.) подчинительные (чтобы, хотя, пока, что и др.) Что такое сочинительные союзы? Сочинительные союзы — это средство связи между равноправными членами предложения и простыми предложениями в составе сложносочиненных. Они соединяют слова, части предложений и целые предложения, между которыми существует равноправные отношения. С их помощью в высказывании оформляется сочинительная связь. Сочинительные союзы — это слова служебной части речи, которые связывают однородные члены предложения, части равноправных сложных предложений. Какие бывают сочинительные союзы? Сочинительные союзы выражают разные смысловые отношения между членами предложения и простыми предложениями. С этой точки зрения они делятся по значению на три группы: соединительные противительные разделительные Укажем список сочинительных союзов в соответствии с их значением и приведем примеры предложений. Соединительные союзы К этой группе принадлежат союзы, которые выражают перечисление однородных предметов, их признаков и качеств, одновременность или последовательность действия. Элементы предложений, которые соединены этими союзами, взаимно дополняют друг друга. Укажем соединительные сочинительные союзы: и да в значении «и»; тоже также ни…ни В эту группу отнесем также составные соединительные союзы: не только…но и если не…то не столько…сколько как…так и не то что…а хотя и…но Учитываем, что запятая ставится только перед второй частью составного соединительного союза. Примеры Редкие птицы и животные охраняются законом. Пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и заблудилась. Ты, кажется, уже все поняла, я тоже давно это осознал. В воздухе парило, также день обещал быть жарким. Ни огонька, ни лунного света нет в кромешной темноте. Не только мать-и-мачеха, но и одуванчик цветет ранней весной. Противительные союзы Эта группа союзов выражает противопоставление или сопоставление признака, действия, одного предмета другому и т. д. Список противительных союзов: а да (в значении «но») но однако зато же только (частица в значении союза «но») Примеры Висячий мост начинался на безлюдном берегу, а другим концом выходил на оживленную дорогу. Она начала что-то объяснять, да неожиданно смолкла. О Миклухо-Маклае написано много книг, но основа их одна. Внешне он казался спокойным, зато пальцы рук выдавали его беспокойство. Вера была весела, однако в глубине её глаз таилась грусть. Солнце быстро высушило дорогу, только под деревьями было влажно и сыро. Сельчане недолюбливали угрюмого старика, дети же тянулись к нему. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ . ВАШЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИ ВЫУЧИТЬ УРОК 60, ВЫПОЛНИТЬ УПР 362. ПРИНЕСТИ ТЕТРАДИ В ЧЕТВЕРГ. | |
| |
Просмотров: 147 | |
Всего комментариев: 0 | |