7 -А ТЕМА: "СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ" 12.04.2022
Тема: " Сочинительные cоюзы "

Цель: создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации.
Задачи:

Образовательные:1.совершенствовать знания о союзах;

2. формировать представления о разрядах сочинительных союзов;

3. отрабатывать умения в употреблении союзов и определять роль союзов в тексте и предложении.

ХОД УРАКА
ДОБРЫЙ ДЕНЬ РЕБЯТА
ТЕМА НАШЕГО УРОКА "СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ"
ПРОШУ ВАС ЗАПИСАТЬ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ.
ВЫПИСАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА

Простые и составные союзы В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные. Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др. Сочинительные и подчинительные союзы По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда: Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды: Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи». Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь Подчинительная связь Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноп

Союзы и значения сложносочиненных предложений В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет... В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами. Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного. Подчинительные союзы Союзные слова Простые Составные что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. что кто как когда который какой где куда откуда и др. Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении? Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить: 1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Сочинительные сою­зы — это сло­ва слу­жеб­ной части речи, кото­рые соеди­ня­ют одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния и рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния в соста­ве сложных.

Прежде чем узнать, что такое сочи­ни­тель­ные сою­зы, вспом­ним, какие сло­ва в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка сле­ду­ет назы­вать союзами.
Понятие о союзе
В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­гра­ни­чи­ва­ют само­сто­я­тель­ные части речи и служебные.

Служебные части речи объединяют

пред­ло­ги
сою­зы
части­цы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Союз — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая свя­зы­ва­ет одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния и части слож­ных предложений.
Вдоль доро­ги рас­тут ели и бере­зы.

На кор­муш­ке хозяй­ни­ча­ли воро­бьи, но тут под­ле­те­ла соро­ка.

В запо­вед­ни­ке охра­ня­ют живот­ных и птиц, что­бы сбе­речь уго­лок живой при­ро­ды для наших потомков.

По сво­им функ­ци­ям сою­зы делят­ся на

сочи­ни­тель­ные (и, да, но, одна­ко, так­же, либо и пр.)
под­чи­ни­тель­ные (что­бы, хотя, пока, что и др.)

Что такое сочинительные союзы?
Сочинительные сою­зы — это сред­ство свя­зи меж­ду рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­со­чи­нен­ных. Они соеди­ня­ют сло­ва, части пред­ло­же­ний и целые пред­ло­же­ния, меж­ду кото­ры­ми суще­ству­ет рав­но­прав­ные отно­ше­ния. С их помо­щью в выска­зы­ва­нии оформ­ля­ет­ся сочи­ни­тель­ная связь.
Сочинительные сою­зы — это сло­ва слу­жеб­ной части речи, кото­рые свя­зы­ва­ют одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, части рав­но­прав­ных слож­ных предложений.
Какие бывают сочинительные союзы?
Сочинительные сою­зы выра­жа­ют раз­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми. С этой точ­ки зре­ния они делят­ся по зна­че­нию на три группы:

соеди­ни­тель­ные
про­ти­ви­тель­ные
раз­де­ли­тель­ные
Укажем спи­сок сочи­ни­тель­ных сою­зов в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры предложений.
Соединительные союзы
К этой груп­пе при­над­ле­жат сою­зы, кото­рые выра­жа­ют пере­чис­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов, их при­зна­ков и качеств, одно­вре­мен­ность или после­до­ва­тель­ность дей­ствия. Элементы пред­ло­же­ний, кото­рые соеди­не­ны эти­ми сою­за­ми, вза­им­но допол­ня­ют друг друга.

Укажем соеди­ни­тель­ные сочи­ни­тель­ные союзы:

и
да в зна­че­нии «и»;
тоже
так­же
ни…ни
В эту груп­пу отне­сем так­же состав­ные соеди­ни­тель­ные союзы:

не только…но и
если не…то
не столько…сколько
как…так и
не то что…а
хотя и…но
Учитываем, что запя­тая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рой частью состав­но­го соеди­ни­тель­но­го союза.

Примеры

Редкие пти­цы и живот­ные охра­ня­ют­ся законом.

Пошла Машенька в лес по гри­бы да по яго­ды да и заблудилась.

Ты, кажет­ся, уже все поня­ла, я тоже дав­но это осознал.

В воз­ду­хе пари­ло, так­же день обе­щал быть жарким.

Ни огонь­ка, ни  лун­но­го све­та нет в кро­меш­ной темноте.

Не толь­ко мать-и-мачеха, но и оду­ван­чик цве­тет ран­ней весной.

Противительные союзы
Эта груп­па сою­зов выра­жа­ет про­ти­во­по­став­ле­ние или сопо­став­ле­ние при­зна­ка, дей­ствия, одно­го пред­ме­та дру­го­му и т. д.

Список про­ти­ви­тель­ных союзов:

а
да (в зна­че­нии «но»)
но
одна­ко
зато
же
толь­ко (части­ца в зна­че­нии сою­за «но»)
Примеры

Висячий мост начи­нал­ся на без­люд­ном бере­гу, а дру­гим кон­цом выхо­дил на ожив­лен­ную дорогу.

Она нача­ла что-то объ­яс­нять, да неожи­дан­но смолкла.

О Миклухо-Маклае напи­са­но мно­го книг, но осно­ва их одна.

Внешне он казал­ся спо­кой­ным, зато паль­цы рук выда­ва­ли его беспокойство.

Вера была весе­ла, одна­ко в глу­бине её глаз таи­лась грусть.

Солнце быст­ро высу­ши­ло доро­гу, толь­ко под дере­вья­ми было влаж­но и сыро.

Сельчане недо­люб­ли­ва­ли угрю­мо­го ста­ри­ка, дети же тяну­лись к нему.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ . ВАШЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИ

ВЫУЧИТЬ УРОК 60, ВЫПОЛНИТЬ УПР 362. ПРИНЕСТИ ТЕТРАДИ В ЧЕТВЕРГ.
Категория: 7 классы | Добавил: petrovna1962 (11.04.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar