МУЗЫКА 7-А 17.09. 2021
С добрым утром, ребята! Желаю отличного настроения, творческого полёта мысли, активной совместной работы. Мы знакомимся с музыкальным жанром – симфонией, ее строением, познакомимся с наиболее известными симфониями. Также продолжаем знакомство с музыкой народов мира, популярными хитами из мюзиклов и рок-опер. Тема урока: Симфоническая музыка. В. А. Моцарт Симфония № 40- слушание А. Кукин «За туманом» - разучивание песни РАЗМИНКА Задание: поясните музыкальные термины: - песня, опера, балет, дирижёр, хор, оркестр, солист, дуэт, симфония. Задание: слушание, исполнение песни Д. Тухманова в исполнении Л. Лещенко «День Победы» https://www.youtube.com/watch?v=avLOes3Yg90 Ответьте на вопросы: - Почему песня «День Победы» является песенным символом Победы? - Что такое «патриотизм»? - Какие чувства пробуждают в душе песни о войне? - Исполнитель песни? РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ А. Кукин «За туманом» Недавно мы выучили и пели песню «Синие сугробы» (Слушай, на время время позабудь…). Новая песня – тоже бардовская (барды – люди-самоучки, которые сами сочинили и слова, и музыку песни, да ещё и исполнили её самостоятельно).Простая, душевная мелодия, доступная для исполнения каждому человеку, не имеющего профессиональных вокальных навыков. Задание: - прослушать (пройти по ссылке) в исполнении автора А. Кукина и Ю. Визбора https://www.youtube.com/watch?v=-WxpU-q-aHc – в исполнении автора А. Кукина https://www.youtube.com/watch?v=3EXC5RYHdYA – в исполнении Ю. Визбора - определить средства муз. выразительности (темп, характер, динамику), - опираясь на текст песни, определить главную мысль песни, о людях каких профессий поётся, - разучить мелодию по 2 строчки, соблюдая длительности нот и паузы, - исполнить куплет и припев самостоятельно, без сопровождения, - выбрать понравившийся вариант песни и исполнить под музыку. «За туманом» 1.Понимаешь, это странно, очень странно, Но такой уж я законченный чудак: Я гоняюсь за туманом, за туманом, И с собою мне не справиться никак. Люди сосланы делами, Люди едут за деньгами, Убегают от обиды, от тоски... ПРИПЕВ: А я еду, а я еду за туманом, За мечтами и за запахом тайги (2 раза). 2.Понимаешь, это просто, очень просто Для того, кто хоть однажды уходил. Ты представь, что это остро, очень остро: Горы, солнце, пихты, песни и дожди. Пусть полным-полно набиты Мне в дорогу чемоданы: Память, грусть, невозвращённые долги... ПРИПЕВ: А я еду, а я еду за туманом, За мечтами и за запахом тайги (2 раза). СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 1.Задание: - прослушайте фрагмент (с 30-ой секунды), - определите жанр музыки (симфоническая, вокальная, фортепианная, струнная), характер, - обратите внимание – кто исполняет произведение https://www.youtube.com/watch?v=W6ooDFyemD4&list=TLPQMjkwMzIwMjBZmDujPH91fg&index=2 Этому пианисту-виртуозу – всего 6 лет. И сегодня мы говорим о композиторе, который тоже в возрасте 6 лет отправился в успешное концертное турне по всей Европе. Если И.С.Бах возвышал личность человека, Бетховен передавал своей музыкой идеи борьбы, то Вольфганг Амадей Моцарт - передавал радость, свет, счастье жизни. Сам Моцарт считал, что «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой». «Ты, Моцарт, Бог… !» Это слова А.С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери » В.А. Моцарт. (1756-1791) Что мы помним-знаем о композиторе? Австрийский композитор, виртуоз, музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. В 4 года он написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу, к 17 годам репертуар композитора включал более 40 крупных произведений. http://www.myshared.ru/slide/1401146/ (презентация «Моцарт») Моцартовские симфонии - это настоящие инструментальные драмы. Всего композитор написал 52 симфонии. Но особое место занимает Симфония №40. Ее содержание очень богато, сложно. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает трагическое состояние души. Именно эта симфония помогает ощутить весь жизненный и творческий путь Моцарта от восторженного успеха до трагических переживаний великого художника, переросшего свой век. Сложное многочастное произведение для симфонического оркестра, ведущий жанр оркестровой музыки – это симфония. Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Великим симфонистом был Й. Гайдн, он считался отцом симфонии, его последователи – В. Моцарт и Л. Бетховен. В любой симфонии – 4 части. Теперь с музыкой побываем в концертном зале. Итак, В. А. Моцарт Симфония № 40 (в каждой ссылке – исполнение РАЗНЫХ оркестров! Обратите внимание на состав музыкантов, зал, зрителей, работу дирижёра, звучание инструментов). 1 часть быстрая и наиболее драматичная начинается с нежной трепетной мелодии и вдруг – акцентированные аккорды, порывистая мелодия, словно предвещает борьбу. Но слишком мало сил у человека. И снова звучит первая мелодия. https://www.youtube.com/watch?v=dnYdnNSxmsQ 2 часть - медленная, задумчивая контрастирует с первой - светлая, спокойная, лирическая. https://www.youtube.com/watch?v=zqQImZxFANc 3 часть – менуэт - это танец, но здесь он лишен танцевальности. Музыка полна страстности и пафоса. Строгая решимость слышна в музыке. И вдруг – простая напевная мелодия - будто раскрывается душа человека. https://www.youtube.com/watch?v=gd-tJxokFdk 4 часть – Финал близка музыка к 1 части. Словно арка перекидывается между ними. Он отличается жизнеутверждающим, победным, торжественным, праздничным характером. https://www.youtube.com/watch?v=jzUJWDU_1Rg (с 22-ой минуты) АНАЛИЗ МУЗЫКИ Эта музыка знакома всем людям, так как мы её слышим по радио и телевидению. Музыка вырастает из интонаций 3 нот, в которых можно уловить состояние человека. 1. Представьте себя в роли Композитора и Слушателя и ответьте на вопрос -Какое настроение несут в себе эти звуки? (печальное, взволнованное, трепетное) - Откуда композитор черпал такое вдохновение?(….) -Что передаёт Моцарт в своей музыке? (Любовь к Жизни) 2. Задание: Выберете из высказываний великих людей о музыке слова, которые характеризуют музыку Моцарта: - Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. (Максим Горький) - Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Тургенев) - Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон) - Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев) - О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж. Рихтер) Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В. Моцарта -Что же мы можем сказать о музыке великого гения? (….) -В чем сила музыки Моцарта? (….) Её сила не только в музыкальной красоте, но и в жизненной правде. Она объединяет, настраивает людей на «+» чувства и эмоции. Итог, вывод: Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век. Домашнее задание: 1. https://www.youtube.com/watch?v=stZ8r4qILDY - сколько разных муз фрагментов услышите? - что объединяет все музыкальные фрагменты? - какой фрагмент «лишний» и почему? 2. Скачайте 1 часть Симфонии № 40 В. Моцарта Просыпайтесь под эту музыку! Она лечебная. Солнечная и позитивная! 3. Повторите слова песни «За туманом». Спасибо за работу! ))) | |
| |
Просмотров: 184 | |
Всего комментариев: 0 | |