Музыкальное искусство 7-Б 30.04., 7-А 03.04.
Дорогие ребята! От души поздравляю с началом четверти! Желаю отличного настроения, творческого полёта мысли, активной совместной работы.
Контактный телефон (Денисенко С. А.) – 071-358-13-74

Тема IV четверти «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»
Мы углублённо знакомимся с музыкальным жанром – симфонией, ее строением, познакомимся с наиболее известными симфониями.Также в течение четверти продолжаем знакомство с музыкой народов мира, популярными хитами из мюзиклов и рок-опер.

Тема урока: Симфоническая музыка.
В. А. Моцарт Симфония № 40- слушание
А. Кукин «За туманом» - разучивание песни

РАЗМИНКА
Задание: поясните музыкальные термины:
- песня, опера, балет, дирижёр, хор, оркестр, солист, дуэт, симфония.
Задание: слушание, исполнение песни Д. Тухманова в исполнении Л. Лещенко «День Победы»
https://www.youtube.com/watch?v=avLOes3Yg90
Ответьте на вопросы:
- Почему песня «День Победы» является песенным символом Победы?
- Что такое «патриотизм»?
- Какие чувства пробуждают в душе песни о войне?
- Исполнитель песни?

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ А. Кукин «За туманом»
Недавно мы выучили и пели песню «Синие сугробы» (Слушай, на время время позабудь…). Новая песня – тоже бардовская (барды – люди-самоучки, которые сами сочинили и слова, и музыку песни, да ещё и исполнили её самостоятельно).Простая, душевная мелодия, доступная для исполнения каждому человеку, не имеющего профессиональных вокальных навыков.
Задание:
- прослушать (пройти по ссылке) в исполнении автора А. Кукина и Ю. Визбора

https://www.youtube.com/watch?v=-WxpU-q-aHc – в исполнении автора А. Кукина
https://www.youtube.com/watch?v=3EXC5RYHdYA – в исполнении Ю. Визбора

- определить средства муз. выразительности (темп, характер, динамику),
- опираясь на текст песни, определить главную мысль песни, о людях каких профессий поётся,
- разучить мелодию по 2 строчки, соблюдая длительности нот и паузы,
- исполнить куплет и припев самостоятельно, без сопровождения,
- выбрать понравившийся вариант песни и исполнить под музыку.

«За туманом»
1.Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак.
Люди сосланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски...
ПРИПЕВ: А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги (2 раза).
2.Понимаешь, это просто, очень просто
Для того, кто хоть однажды уходил.
Ты представь, что это остро, очень остро:
Горы, солнце, пихты, песни и дожди.
Пусть полным-полно набиты
Мне в дорогу чемоданы:
Память, грусть, невозвращённые долги...
ПРИПЕВ: А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги (2 раза).

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
1.Задание:
- прослушайте фрагмент (с 30-ой секунды),
- определите жанр музыки (симфоническая, вокальная, фортепианная, струнная), характер,
- обратите внимание – кто исполняет произведение
https://www.youtube.com/watch?v=W6ooDFyemD4&list=TLPQMjkwMzIwMjBZmDujPH91fg&index=2
Этому пианисту-виртуозу – всего 6 лет. И сегодня мы говорим о композиторе, который тоже в возрасте 6 лет отправился в успешное концертное турне по всей Европе.
Если И.С.Бах возвышал личность человека, Бетховен передавал своей музыкой идеи борьбы, то Вольфганг Амадей Моцарт - передавал радость, свет, счастье жизни.
Сам Моцарт считал, что «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой».
«Ты, Моцарт, Бог… !»
Это слова А.С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери »
В.А. Моцарт. (1756-1791)
Что мы помним-знаем о композиторе?
Австрийский композитор, виртуоз, музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. В 4 года он написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу, к 17 годам репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.
http://www.myshared.ru/slide/1401146/ (презентация «Моцарт»)

Моцартовские симфонии - это настоящие инструментальные драмы. Всего композитор написал 52 симфонии.
Но особое место занимает Симфония №40. Ее содержание очень богато, сложно. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает трагическое состояние души. Именно эта симфония помогает ощутить весь жизненный и творческий путь Моцарта от восторженного успеха до трагических переживаний великого художника, переросшего свой век.
Сложное многочастное произведение для симфонического оркестра, ведущий жанр оркестровой музыки – это симфония. Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Великим симфонистом был Й. Гайдн, он считался отцом симфонии, его последователи – В. Моцарт и Л. Бетховен. В любой симфонии – 4 части.
Теперь с музыкой побываем в концертном зале. Итак, В. А. Моцарт Симфония № 40
(в каждой ссылке – исполнение РАЗНЫХ оркестров! Обратите внимание на состав музыкантов, зал, зрителей, работу дирижёра, звучание инструментов).
1 часть быстрая и наиболее драматичная начинается с нежной трепетной мелодии и вдруг – акцентированные аккорды, порывистая мелодия, словно предвещает борьбу. Но слишком мало сил у человека. И снова звучит первая мелодия.
https://www.youtube.com/watch?v=dnYdnNSxmsQ
2 часть - медленная, задумчивая контрастирует с первой - светлая, спокойная, лирическая.
https://www.youtube.com/watch?v=zqQImZxFANc
3 часть – менуэт - это танец, но здесь он лишен танцевальности. Музыка полна страстности и пафоса. Строгая решимость слышна в музыке. И вдруг – простая напевная мелодия - будто раскрывается душа человека.
https://www.youtube.com/watch?v=gd-tJxokFdk
4 часть – Финал близка музыка к 1 части. Словно арка перекидывается между ними. Он отличается жизнеутверждающим, победным, торжественным, праздничным характером.
https://www.youtube.com/watch?v=jzUJWDU_1Rg (с 22-ой минуты)

АНАЛИЗ МУЗЫКИ
Эта музыка знакома всем людям, так как мы её слышим по радио и телевидению.
Музыка вырастает из интонаций 3 нот, в которых можно уловить состояние человека.

1. Представьте себя в роли Композитора и Слушателя и ответьте на вопрос
-Какое настроение несут в себе эти звуки? (печальное, взволнованное, трепетное)
- Откуда композитор черпал такое вдохновение?(….)
-Что передаёт Моцарт в своей музыке? (Любовь к Жизни)

2. Задание: Выберете из высказываний великих людей о музыке слова, которые
характеризуют музыку Моцарта:

- Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. (Максим Горький)
- Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Тургенев)
- Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)
- Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)
- О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж. Рихтер)

Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В. Моцарта
-Что же мы можем сказать о музыке великого гения? (….)
-В чем сила музыки Моцарта? (….)
Её сила не только в музыкальной красоте, но и в жизненной правде. Она объединяет, настраивает людей на «+» чувства и эмоции.

Итог, вывод: Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.

Домашнее задание:

1. https://www.youtube.com/watch?v=stZ8r4qILDY
- сколько разных муз фрагментов услышите?
- что объединяет все музыкальные фрагменты?
- какой фрагмент «лишний» и почему?

2. Скачайте 1 часть Симфонии № 40 В. Моцарта
Просыпайтесь под эту музыку! Она лечебная. Солнечная и позитивная!
3. Повторите слова песни «За туманом».

Спасибо за работу! )))
Категория: 7 классы | Добавил: zolushka193 (29.03.2020)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar