Русский язык 7 класс 31.03.2020
Русский язык 7 класс 31.03.2020 Учитель Шевченко С.Н. Тема . Союз как часть речи. Простые и составные союзы Добрый день, учащиеся 7 класса! Мы продолжаем изучать служебные части речи. Следующую хочу представить в виде четверостишия: Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Наша задача сегодня на уроке: -познакомимся с понятием союз как о служебная часть речи, - понаблюдаем за его ролью в предложении; - познакомимся с простыми и составными союзами; -научимся употреблять союзы в речи; - будем конструировать предложения, используя союзы. 1. Историческая справка -Итак, название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке их около 250 союзов. Познакомимся с этимологией слова «союз». Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ. В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX веке «Толковый словарь русского языка » Ожегова слово союз объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения» - Давайте обобщим. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения). 2.Поработаем с учебником (стр.146). Прочтите правило, запомните его. Выполним упражнение 354 (по заданию, используя графические обозначения) 3.Физпауза. Выполним ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ. 4. Союзы, как и предлоги, могут быть простыми и составными.) -Прочитаем об этом на стр.148. (Определение простых и составных союзов.) Посмотрите на схему- таблицу, запишите ее в тетрадь. По строению союзы бывают: Простые (состоят из одного слова): а, и, но, когда, если, что... Составные (состоят из 2-х и более слов): потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, с тех пор как и др. -Приведите примеры простых союзов? Составных? 5. В заключении урока узнаем, что вы усвоили. Заполните пропуски (письменно) 1. В русском языке есть самостоятельные и ………………………..части речи. 2.Союз-это…………………………………………………………………………… 3. Союзы, состоящие из одного слова, называются……………………………… 4. Союзы не являются………………………………………………………………… 5. Союзы связывают…………………………………………………………………… 6.Домашнее задание. Выучить правила. Выполнить задание: Оценка «4», «5». Работа с деформированным текстом. Самый радостный голос у березы, когда она распускает еще сморщенные от младости светло-зелёные листки. Но и летом в густо-мелкой листве, в осеннее ненастье в безлистных ветвях березы ветер посвистывает веселей, как будто играет на дудочке. Звук их легкого трепетания слаб, но весел и ласков. Конечно, много значит тут весна. У каждого дерева свой голос. 1. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом. Почему? 2.Составьте текст, опираясь на запись, и дайте заголовок. Спишите в тетрадь. 1 предложение Тезис. Основная мысль текста. Нет союзов 2 предложение Сложноподчиненное предложение, в котором одно - односоставное, другое - придаточное- с причастным оборотом. 1 союз 3 предложение Простое предложение с однородными сказуемыми. 2 союза 4 предложение Простое предложение с вводным словом. 5 предложение Простое предложение, 3 союза Оценка «3» Прочитайте и запишите текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы. 1.Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. 2.Мы весело шагали… рассказывали разные истории. 3.Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. 4. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. 5. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. 6.С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. 7.Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. 8.Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом. | |
| |
Просмотров: 271 | |
Всего комментариев: 0 | |