16.05 8- Б Федотов В литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие…».
Женщина на войне в повести. Образы девушек - зенитчиц
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с наиболее «пронзительными» произведениями о Великой Отечественной войне, раскрыть мужество, героизм, стойкость девушек в годы Великой Отечественной войны, огромное человеколюбие (патриотизм Васкова).
Оборудование: книга.
Ход урока.
«Как давно это было, а как будто недавно…
Грохот взрывов и бомб разорвал тишину.
Уходили девчонки постоять за державу,
Уходили девчонки на большую войну».
С.Н. Фомина

Сегодня мы продолжаем изучение темы Великой Отечественной войны. И давайте еще раз вспомним те произведения о войне, которые мы с вами уже изучили ....

А теперь ответьте на вопрос: кто стали героями всех этих произведений?

А как вы думаете, на войне воевали только мужчины? Или женщины тоже? Или они были только в тылу?

Сегодня мы продолжим изучение темы ВОВ в литературе на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». И назовем мы ее …ЖЕНЩИНА НА ВОЙНЕ.
Прошли годы с тех пор как на страницах журнала «Юность» появилась повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» в 1969году. Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществленная Ростоцким, в 1972 году обошла многие экраны страны. Интерес к повести не ослабевает и поныне. В небольшом произведении Б.Васильева есть то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом.
Прежде чем обратиться к содержанию самой повести, давайте познакомимся с самим писателем, его творчеством.
2. Знакомство с биографией Б.Васильева.
Сообщение подготовленного ученика (учащиеся слушают и основные моменты записывают в тетради). БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1924)- прозаик, публицист, киносценарист, Лауреат Государственной премии СССР (1975) и премии А.Д.Сахарова «За гражданское мужество» (1997). Отец — Васильев Лев Александрович (1892—1968) — кадровый офицер Русской императорской армии, впоследствии служивший в Красной армии. Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892—1978), из дворян, принадлежала к известной семье Алексеевых: ее отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев». Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Васильев считает решающим. У него рано пробудилась любовь к литературе, истории и театру. Учился в Смоленске, в 1941 году Борис. Когда началась Великая Отечественная война, он только окончил 10классов, в первые дни войны ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка, принял участие в боях под Смоленском, выходил из окружения. Позже был контужен и по выздоровлении в 1943 году направлен учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина. Однако желание заниматься литературой оказалось сильнее. Художественное осмысление войны и судьбы своего поколения, для которой она стала главным событием жизни, определило тематику его творчества. Эта тема нашла отражение в повестях «А зори здесь тихие…»(1969), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984), рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чьё, старичьё?»(1982), «Неопалимая купина» (1986) и другие. В 1996-1997 гг. вышли исторические романы, в которых он погружается во времена весьма отдалённые: «Вещий Олег», «Князь Ярослав и его сыновья». Самое известное и значительное произведение о Великой Отечественной войне в творческой судьбе писателя – «А зори здесь тихие…»
В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году произведение было экранизировано Станиславом Ростоцким.. Оно написано человеком, прошедшим войну, которого не стало совсем недавно 11 марта 2013, ему было всего (88 лет). Похоронен в Москве. Жена (с 1945 года) — Зоря Альбертовна По́ляк (1926—2013), конструктор и телевизионный редактор; послужила прототипом Сони Гурвич («А зори здесь тихие…»).
3.Работа с текстом повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.
Основные темы и проблемы

Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.
Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями. Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему. Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость. Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.
Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:

разрушительность и ужас войны;
память о погибших;
трусость.
Тема

Тема

совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия

раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь.
Основная мысль
, заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика

– залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Идея
всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.
Кратко о героях

Героинями повести выступают совсем молодые девушки, вчерашние выпускницы. Автор даёт их краткое описание, повествует об их прошлом. Краткая характеристика главных персонажей:
Васков Федот Евграфович. Командует небольшим военным подразделением № 171. В свои 32 года он дослужился до старшины. Федот был храбрым, ответственным и надёжным бойцом. Командир борется за дисциплину в подразделении. Он, как заботливый отец, переживает за каждую девушку. В мужчине сочетались доброта, простота и требовательность. В конце он остаётся жив, только потерял руку.
Рита Осянина. Дослужилась до младшего сержанта, была командиром отделения. До войны вышла замуж и родила сына. Муж погиб в первые дни сражений. Оставив сынишку, она оправилась служить. Всегда серьёзная Рита была настойчивой и отважной. Смертельное ранение заставляет её выстрелить себе в висок. В предсмертные минуты героиня просит Васкова заботиться о её сыне.
Женя Комелькова. Обладала очень красивой внешностью, была офицерской дочкой. Всю её семью расстреляли фашисты, только Жене удалось выжить. Девушка очень храбрая, не побоялась отвлечь немцев от раненой Риты Осяниной. В перестрелке с диверсантами она героически умирает с песней на устах.
Лиза Бричкина. Жила в сельской местности, привыкла к тяжёлому труду. С юных лет ухаживала за больной матерью. Хорошо знала лес, где работал её отец. Васков отправляет девушку за подмогой, но она тонет в болоте.
Соня Гурвич. Она выросла в городе, имела еврейские корни. Хорошо владела немецким языком, поэтому Соню использовали в качестве переводчика. У девушки не всё получалось на войне, но она старалась. На немцев наткнулась случайно, неся Васкову забытый им кисет. Её закололи ударом в грудь.
Галя Четвертак. Была самой младшей в группе. Девушка воспитывалась в детском доме, потом училась на библиотекаря. За романтикой пошла воевать. Пугливую Галю убивают немцы, когда она запаниковала и выбежала из укрытия.

Секрет названия

Школьникам важно понять, почему повесть необычно называется. Васильев решил её так назвать, чтобы передать эффект неожиданности. Нужно также знать, где происходит действие произведения, — это было тихое место возле карельской деревни. Именно там располагалась зенитная батарея. Где-то дальше фашисты бомбили Кировскую железную дорогу, а здесь царила гармония. Зенитчицы наблюдали за небом, а оно было мирным и звёздным.
На таких тихих участках мужчинам делать было нечего, поэтому туда направляли девушек. На первый взгляд место казалось безопасным, но неподалёку находился крупный железнодорожный узел. Жуткая случайность привела к гибели пятерых зенитчиц из отряда. Название повести передаёт траурное чувство — минуту молчания. Даже зори скорбят, глядя на такое надругательство над юными девушками. Кроме того, заголовок — олицетворение мира на земле, за который отдали свои молодые жизни зенитчицы. Не зря в его начале автор использует союз «а». Он показывает, какой ценой была достигнута тишина.

Краткое содержание событий повести

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения — именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении «А зори здесь тихие», содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои — девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник — выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир — Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой. Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту.

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении «А зори здесь тихие», остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-«сестричек». Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, смелость, мужество, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он «всех пятерых положил».

Идея произведения

После прочтения повести Васильева старшеклассники пишут сочинение с выводами по книге. Им легко уловить главную мысль произведения — женщинам не место на войне. Их жизни растоптали вражеские солдатские сапоги. Девушки бросили вызов очень коварному сопернику. Автор старается донести читателям, как важно сохранить историческую память. Во имя мира были принесены немыслимые жертвы. Смысл этой борьбы в том, чтобы все нации осознали своё место и осудили насилие, преступления против человечества. По сюжету повести снято несколько фильмов и сериал.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :
ВЫПИСАТЬ МИНИ-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗ РАЗДЕЛА " Краткое содержание событий повести"
Категория: 8 классы | Добавил: petrovna1962 (15.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar