17 05 русский язык 8 а
Тема: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них»
Цель:
Дать представление о типе предложений с прямой речью, разорванной словами автора; выработать навык расстановки знаков препинания
Задачи:
1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 8 классах.
2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи.
3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них.
4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также орфографические и пунктуационные навыки.
5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности.
Учитель: Добрый день, ребята. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

II. Введение в тему урока

1. Орфографическая диктовка

а) запись слов под диктовку

Речь, автор, прямой, двоеточие, тире, запятая, кавычка.

2. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)

? Объясните орфограммы в словах.
(Речь (ь у сущ. 3 скл., ж. р.), автор (сл/сл), прямой (безуд. гл.), двоеточие(безуд. гл., соед. гл.), тире (сл/сл), запятая (сл/сл), кавычка (сл/сл).

? Какое слово «лишнее»? Почему?

? Найдите корень в слове запятая.
(соврем.: запят-; историч.: запятая – по происхождению является субстантивированным страдат. причастием ж. р. от глагола запяти - «воспрепятствовать, задержать»)
2. Слово учителя

Посмотрите внимательно на те слова, которые вы записали, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

III. Объявление темы и цели урока

Тема нашего урока «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них».
Сегодня мы обобщим знания по данной теме, полученные в 5-7 классах; вспомним, как построены предложения с прямой речью; повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора, а также познакомимся с понятием чужая речь и способами её передачи; с предложениями с прямой речью, разорванной словами автора и расстановкой знаков препинания в них.
IY. Знакомство с понятием

1. Фронтальная опрос (беседа по вопросам)

? Как вы думаете, что такое чужая речь?

2. Слово учителя
В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Это:
а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней».;
б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней.;
в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.;
г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.
Y. Повторения сведений о предложениях с прямой речью

1. Работа с учебником
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.
Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. В них передаётся не только содержание чужой речи, но и её форма. Например:
Капитан крикнул (слова автора): «Купаться!» (прямая речь) (Л. Т.)
«Вернитесь! Акула» (прямая речь) - закричал артиллерист (слова автора) (Л. Т.)
Прямая речь заключается в кавычки.
Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора. Если она стоит перед словами автора, то ставится тире.
Если слова автора обозначить буквами А (а), а прямую речь П (п), то правила пунктуации в предложениях с прямой речью схематически можно будет представить так:
1. А: «П». 2. А: «П!» 3. А: «П?»
4. «П», - а. 5. «П!» - а. 6. «П?» - а.
Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак – см. схемы 1-3, 5-6).
Исключение из этого правила составляет случай, когда прямая речь – повествовательное предложение, а слова автора стоят после неё (см. схему 4). Тогда вместо точки и тире после прямой речи ставится запятая и тире.

2. Запись предложений на доске обучающимися и их проверка
- Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, всё рассчитано, взвешено и оценено».
- «Ему, однако же, не стоит терять времени по-пустому», - заметил отец.
3. Фронтальная опрос - письменно

? Что такое прямая речь?
? Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
? Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?
? Как пишется прямая речь?
? От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?
? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора?
4. Слово учителя
Прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу, особенности голоса и интонации которого и надо передать. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся с ускорением и ниже тоном.
5. Тренировочное задание

а) Составить и записать в тетрадь предложения по схемам (выполнить дистанционно как как сидим в классе)

I ряд: А: ,,П”. ,,П”, - а.

II ряд: А: ,,П!” ,,П!” – а.

III ряд: А: ,,П?” ,,П?” – а.
Самостоятельная работа обучающихся

Карточка № 1
- Прочитать текст.
- Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объяснить их постановку.
- Найти глаголы-говорения, которые используются автором в тексте, подчеркнуть их двумя чертами.
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

YIII. Подведение итогов

Задание: вставить в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении. Составить схемы предложений.

I ряд: Копаясь в старых бумагах, я нашёл интересные письма.

II ряд: Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков.

III ряд: Тише! Слышите, как заливается соловей

IX. Рефлексия

X. Домашнее задание: повторить правило
Категория: 8 классы | Добавил: petrovna1962 (16.05.2023) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar