23. 09. 2022. ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г. П.
Ц е л и изучения предмета
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи обучения:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Коммуникативные
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные
Ученик получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

ХОД УРОКА
ПРИВЕТСТВИЕ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ РЕБЯТА
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ ПОГОВОРИМ С ВАМИ НА ТЕМУ "Д. И. Фонвизин" Недоросль" Образы главных героев ."
ЦЕЛИ НАШЕГО УРОКА : ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ Д.И. ФОНВИЗИНА

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.
Митрофанушка
В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду, живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к учебе. Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется расположением матери.
Стародум
В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.
Простакова
Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын. Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану – выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.
Правдин
Государственный служащий, который отправлен с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной жены будет изъято.

«Недоросль» (главные герои)

Комедия «Недоросль» была написана Д.И. Фонвизиным в 1782 году. Но, несмотря на 200 прошедших лет и социальные изменения, она продолжает ставиться в театрах, представляет интерес для зрителя и читателя. Комедия интересна яркими характерами, которые, как ни странно, еще встречаются в наше время. Основная проблема произведения – уровень образования молодых дворян.

Главные герои комедии «Недоросль»:

Простаков – типичный подкаблучник, не желающий думать своей головой. Все ведение хозяйства возложил на жену. Смирен, как теленок. Простаков в своем доме не имеет права голоса.

Г-жа Простакова – хитрая, расчетливая помещица. Разорила своих крестьян до последней нитки, и плачется, что взять больше нечего. Узнав, что Софья стала богатой наследницей, вознамерилась женить на Софье своего лоботряса. Грубая и скандальная. Никому от нее нет житья. Но хитрая и льстивая перед теми, от кого ждет выгоды. Способна на низкие поступки. Отрицает необходимость образования, что говорит о ее недалеком уме.

Митрофан – сын Простаковых, недоросль. Хитроват, умеет к матери подластиться. Безграмотный лентяй и лоботряс. Недорослями в те времена называли дворянских детей, не получивших письменного свидетельства от учителей о полученном образовании. Недоросли не допускались к государственной службе, им не давали т. н. венечных памятей — бумаг, позволявших вступление в брак.

Правдин – чиновник, посланный наместником принять в опеку имение и деревни Простаковых. Честный и порядочный чиновник.

Стародум – дядя Софьи. Человек прямолинейный, порядочный. В молодости участвовал в боях, служил при дворе, но видя, как некоторые готовы выслуживаться, строят интриги, чтобы подняться в глазах августейших особ, Стародум оставил службу при дворе, как он признается, «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». В своих разговорах выступает за образование молодых дворян.

Софья – племянница Стародума, скромная, образованная девушка. Любит Милона.

Милон – офицер, дворянин, любит Софью, пользуется уважением у сослуживцев.

Скотинин – помещик, обирает своих крестьян до последнего. Собирается жениться на Софье, но не девушку он любит, а свиней, которых выращивают крестьяне в Софьиных деревнях. Под стать ему и фамилия. Человек необразованный, грубый.

Кутейкин – обучает Митрофана словесности. Плут и мошенник.

Цыфиркин – обучает математике. Отказавшись от платы за обучение Митрофана, Цыфиркин повел себя как порядочный человек.

Вральман – немец, учитель французского языка. Многоговорящая фамилия. Ею Фонвизин старается подчеркнуть лживый характер немца, который, получая в год 300 рублей, и сам ничему не учит Митрофана, и другим мешает. Однажды Вральман случайно проговаривается, что был кучером в Петербурге. И действительно, его господином был когда-то Стародум. Уезжая от Простаковых, он взял немца снова в кучеры.

Еремеевна – крепостная Простаковых, няня Митрофана. К недорослю относится как к родному, готова вступиться за него. Все приказы Простаковой исполняет беспрекословно.

Правдин олицетворяет собой честность;
Стародум – консервативный взгляд на жизнь;
Вральман – лживость.
Кутейкин – склонность к загулам и легкой жизни
Правда госпожа Простакова не так проста как ее туповатый муженек и недоросль Митрофан.

Простакова пыталась втихую выкрасть Софью, чтобы тайком обвенчать ее с Митрофаном. Но Софья подняла шум, и первым ей на помощь пришел Милон, вслед за ним – Стародум и Правдин. Простакова поняла, что жалоба Стародума и Софьи может плохо закончиться для нее, вымолила прощение. Как только Софья ее простила, стала угрожать своим людям. Тогда Правдин прочитал ей и ее мужу документ об опекунстве, фактически лишавший ее всякой власти над имением и крестьянами. В комедии Фонвизина красной нитью проходит мысль о величии и уме Государя императора.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна
Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.
Скотинин
Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов. Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.
Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Несмотря на различия, всех негативных персонажей комедии объединяют такие черты, как желание владеть чужим, тяга к накопительству, жестокосердие, оскорбительная речь, отсутствие воспитания и чувства такта. Все они аморальны. Отрицательными героями произведения являются:

Господин и госпожа Простаковы.
Митрофан.
Господин Скотинин.
Учитель Вральман.
С помощью эпитетов, жаргонизмов, просторечных слов и других приёмов автор очень реалистично передал атмосферу, царящую в имении Простаковых.

Помещица Простакова
Госпожа Простакова — главный отрицательный персонаж пьесы — немолодая дворянка, живущая в родовом поместье со своей семьёй: мужем Терентием, братом Тарасом и сыном Митрофаном. В девичестве была Скотининой, что означает подобие скоту, отсутствие каких-либо манер, невежество.

Несмотря на то что героиня гордилась своим происхождением, её семью нельзя было назвать воспитанной и образцовой — главным для её родителей было накопление и сохранение богатства. Подтверждением этому служит тот факт, что отец Простаковой умер от голода на сундуке с деньгами. А из восемнадцати детей выжило только двое и, скорее всего, по недосмотру родителей. Становится понятно, почему героиня получила плохое воспитание.

С детства в неё не были заложены нормы поведения и нравственные принципы, что негативно отразилось на характере, складе ума, поступках.

Будучи замужем за Терентием Простаковым, не проявляет к нему никакого уважения. Напротив, как и с остальными, может помыкать, командовать им и даже унижать его. Именно она осуществляет главенство в семье. Простакова необразованна. По всей видимости, она даже не умела читать. Она считала, что образование — это «дурацкая наука», которая вовсе не нужна дворянам. Главное — знатность рода и власть, с помощью которой можно заставить крестьян выполнить всё что угодно.

Единственной причиной того, что героиня наняла учителей своему сыну, является указ, гласивший, что необразованным дворянам будет не положено занимать должность в государстве. Но даже такое образование Митрофана нельзя назвать приемлемым: учителями его были бывший невежественный кучер и недоучившийся семинарист. И каждый из них, обучая мальчика, преследовал свои эгоистичные цели. Нанимая воспитателей, мать Митрофана больше волновало следование столичной моде и сколько придётся платить им, а не насколько хорошо они смогут обучить её любимого отпрыска.

К крепостным крестьянам она относится крайне жестоко и грубо. Считает, что управлять своими людьми возможно лишь с помощью криков и побоев. Так, в пьесе сказано, что кормилица Митрофана, Еремеевна, получала по пять пощёчин каждый день, а на портного Тришку обрушился целый шквал бранных слов и ругательств за то, что тот сшил кафтан якобы уже нужного.

Крепостных помещица считала низшими существами и своей собственностью, которой распоряжалась как хотела. Люди в её поместье жили очень бедно и впроголодь, ведь она забирала у них последнее ради собственного обогащения. Поистине любезна и мила госпожа была лишь со своим сыном, которого окружила со всех сторон своей безрассудной и душащей любовью.

Простакова также отличалась двуличностью: при домашних и слугах она была невероятно жестока и зла, а при важных или состоятельных особах она начинала пресмыкаться и льстить. Например, при первом появлении Стародума она грубо назвала его «неведомо кто», а позже, поняв, что перед ней их родственник, стала называть его «гостем родным» и раскланиваться перед ним.

«Злонравная», — так называет автор свою героиню, и это будет самое точное описание госпожи. Нет в ней доброго и милосердного, лишь притворство, грубость, хитрость — лишь злые нравы.

Терентий Простаков
Глава семейства и муж главной героини. Его фамилия означает, что он человек глупый и слабый, «простак». Таких людей, как он, называют бесхребетными: у него ни на что нет собственного мнения, он беспрекословно подчиняется любым приказам жены. Он не умеет вести себя в обществе, ограничен в словах, поступках и мыслях. В комедии господин играет роль «маленького человека». Его простота наивна, кротка и глупа, в отличие от жены, он не пропитан жестокостью и злонравием.

В нём нет мужественности и силы, ведь при желании он мог бы навести порядок дома, взяв управление поместьем в свои руки и поставив на место жену-узурпаторшу. Но ему хорошо живётся и в сложившихся обстоятельствах, он не хочет что-либо менять, он приспособился. Единственной положительной чертой можно назвать его искреннюю любовь к сыну, которая не слабеет, даже несмотря на грубость и невежество мальчика.

Господина Простакова нельзя считать ни хорошим, ни плохим персонажем.

Недоросль Митрофан
В XVIII веке молодых дворян, которые ещё не имели документа, подтверждающего их обучение, называли недорослями. В пьесе таким человеком является сын главной героини, Митрофан, представляющий дворянство той эпохи.

Митрофан был единственным и долгожданным ребёнком в семье. Значение его имени полностью отражает его натуру — «являющий собой мать». Невоспитанный, жадный и глупый, он на самом деле является своеобразной копией родительницы. Она воспитывала Митрофанушку с идеей, что главное в жизни — это материальное благополучие, получение удовольствий и праздность. Поэтому даже по достижении осознанного возраста — шестнадцати лет — мальчик только и умеет, что гонять голубей да вдоволь наедаться.

Его отношение к учёбе ясно выражено в словах: «Не хочу учиться, хочу жениться». О необразованности мальчика можно судить по случаю, когда он определил, что слово «дверь» является прилагательным, так как она приложена к месту. И даже спустя четыре года обучения, он всё ещё читает по слогам, делает ошибки в элементарных упражнениях, а считать научился лишь до трёх.

Так же, как и мать, он постоянно унижал учителей, называя одного из них «гарнизонной крысой», а свою старую кормилицу — «хрычовкой». У него не было понимания, что старших нужно уважать и слушаться. В доме всё ему было дозволено, и он считал, что ему все обязаны.

Несмотря на то что госпожа Простакова души не чаяла в сыне, он не отвечал ей взаимностью. Для Митрофана было обычным делом унижать, шантажировать и высмеивать мать. Он любил лишь себя, был эгоистом и лицемером. Можно только предположить, каково было в конце пьесы помещице, когда она, оставшись ни с чем, обращается к сыну в поисках утешения, но он грубо отталкивает её, говоря: «Отвяжись».

Дворянство и выгодное материальное положение семьи сулило большие возможности Митрофану, но ему это попросту было не нужно. В его жизни отсутствовала цель, и всё сводилось к удовлетворению плотских желаний.

Тарас Скотинин
Брат госпожи Простаковой. Получил такое же воспитание и образование, как сестра, имеет с ней сходный нрав. «Говорящая» фамилия, удачно подобранная автором, точно отражает сущность и увлечения героя — он очень любит свиней и относится к ним лучше, чем к людям.

Тарас обожает хвалиться собой, является упрямым, гордым, циничным и ищущим во всём выгоду человеком, что проявляется в его желании жениться на Софье, чтобы получить её состояние, на которое он смог бы развести ещё больше свиней.

Адам Адамович Вральман
Бывший кучер, который хитростью сумел стать учителем Митрофана по французскому языку. Адам Адамович утверждает, что он немец по рождению, поэтому имеет небольшой акцент. На самом же деле он имеет врождённый дефект речи. Простаковы в силу своей полной необразованности даже не понимают, что этот человек не имеет никаких знаний и навыков, они хорошо платят ему и позволяют жить в их доме с роскошью.

Вральман ловко обманывает семью, о чём и свидетельствует его фамилия. Чтобы быть на хорошем счету у госпожи, он постоянно хвалит Митрофана и рассказывает про его якобы превосходные способности, в то время как он вовсе не учит мальчика и мешает двум другим учителям это делать.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что образы отрицательных героев очень яркие и запоминающиеся. У читателя не остаётся сомнений, что их поведение глупо, бесчестно, наиграно и даже неприлично. Назначение пьесы кроется в обличении русского мещанства и крепостного строя в целом. Прочтение анализа поступков и слов героев будет интересен любому взрослому, поможет ученикам в написании сочинения по «Недорослю» в 8 классе, а также будет полезен при проведении сравнительной характеристики с положительными героями.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
читать текст
Категория: 8 классы | Добавил: petrovna1962 (22.09.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar