28/09 /2022. 8-А. ЛИТЕРАТУРА. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цель: пробудить желание учащихся глубже познакомиться с личностью А. С. Пушкина; в сжатой форме рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути; обратить внимание на важнейшие исторические события, которые повлияли на формирование мировоззрения поэта; показать гениальную одаренность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития Пушкина; выяснить отношение к поэту правящих кругов и причину его трагической гибели.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений.
Ф. Глинка

I. Вступительное слово учителя.
«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г. Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа»*.
Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»
Родословная поэта. В ней несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.
II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры.
1. УЧЕБА А. С. ПУШКИНА В ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ – ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ (1811–1817)
Творческие силы Пушкина проявились с кипучей энергией.
И. И. Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».
К. Н. Батюшков: «О, как стал писать этот злодей!»
В. А. Жуковский: «Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Лучшие стихи, написанные Пушкиным в лицее: «Воспоминания в Царском Селе», «Моему Аристарху», «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Кюхельбекеру» и др.
2. А. С. ПУШКИН В ПЕТЕРБУРГЕ (1817–1820)
Служба в Коллегии иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Произведения Пушкина петербургского периода: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др.
Александр I : «Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь».
Н. П. Огарев: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?»
3. ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820–1824)
Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.
4. В СЕЛЕ МИХАЙЛОВСКОМ (1824–1826)
Горестная жизнь поэта под надзором отца.
Пушкин – Жуковскому: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».
Пушкин – брату: «Книг, ради бога, книг».
Пушкин – своим друзьям: «Чувствую, что… могу творить».
В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер».
Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».
5. А. С. ПУШКИН В МОСКВЕ
Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным.
Николай I: «Что сделал бы ты, если бы 14 декабря был в Петербурге?»
Ответ поэта: «Стал бы в ряды мятежников».
6. ГОДЫ СКИТАНИЙ (1827–1830)
Пушкин в письме А. Х. Бенкендорфу: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего».
Доносы на Пушкина и его ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная работа продолжается: Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».
7. БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ (1830)
Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»
Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
8. В ПЕТЕРБУРГЕ
18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург.
Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».
Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой.
Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).
9. ДУЭЛЬ И СМЕРТЬ ПУШКИНА
27 января 1837 г. на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
Из воспоминаний Л. Озерова: «…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!». Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу…»
Из воспоминаний И. Пущина: «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях...»**
В одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» не его. Ее смысл в том, что он, будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, – пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца – это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».
Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у Святогорского монастыря.
Прощаясь с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке. Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Д\з читать страницы учебника
Категория: 8 классы | Добавил: petrovna1962 (27.09.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar