28.09.2022. 8-А РУССКИЙ ЯЗЫК. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тема: «Словосочетание»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
обучающие - повторение сведений о словосочетании, полученными учащимися в начальной школе и в пятом классе, углубление и систематизация;
развивающие – создание условий для самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков;
воспитательные – создать условия для формирования ценностно-ориентированного отношения к предметному и духовному миру человека, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные - продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию мыслительной деятельности посредством решения проблемных задач.
Предполагаемый результат:
- Предметные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Словосочетание», выработать умение опознавать словосочетания, выделять главные и зависимые слова, формировать навыки нахождения словосочетаний в тексте, употребления их в речи, повторить грамматическую связь слов в словосочетании и модель словосочетания.

Ход урока
I. Мобилизующий этап.
- Кто такие исследователи?
-
- Кто хочет стать исследователем?
-
- Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами.
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от слова и предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к  другому слову, зависимому от него:

красная роза — роза (какая?) красная;
плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
рукава реглан — рукава (какие?) реглан.
В сочетании «красная роза» прилагательное «красная» тоже принимает грамматическую форму единственного числа женского рода именительного падежа, как и существительное «роза». А в сочетании «плыть по реке» глагол «плыть» по смыслу и грамматически требует от существительного «река» принять форму дательного падежа единственного числа.  В сочетании «рукава реглан» слова связаны по смыслу, так как слово «реглан» не изменяется.

Итак, в словосочетании одно слово по смыслу и грамматически подчиняется другому. Между словами в словосочетании обязательно существует подчинительная связь.

С этой точки зрения уточним, что такое словосочетание в русском языке.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более слов и строится на основе подчинительной связи.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.

Сравним:

сестра — родная сестра;
идти — идти по тропинке;
юбка — юбка в клетку.
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и  поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.

Понаблюдаем:

синее небо
белые облака
плывут по небу
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.

Белые облака плывут по синему небу.

В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:

светлая комната
танцуешь в зале
идешь у озера.
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:

медленно плывёшь
наука победить
работает вздыхая
долго молчит.
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:

наречие (медленно, долго)
неопределенная форма глагола (победить)
деепричастие (вздыхая).
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.

Запомним, что подлежащее и сказуемое, которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.
Виды словосочетаний
Словосочетания по своему строению и значению бывают разными. Определим вид словосочетания в зависимости от того, словом какой части речи является главное в нём слово.

Именные словосочетания

Словосочетание может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:

красивое платье
яркие краски
вишнёвое варенье
любимая сказка
в спортивном рюкзаке
острая боль
по широкой дороге
через узкую ступеньку.
Такие словосочетания называются именными. Главное слово в них может быть выражено также самостоятельными частями речи — именем прилагательным, местоимением или числительным.

Понаблюдаем:

бледный от страха (имя прилагательное);
пятый в очереди (числительное);
мы с мамой (местоимение).
В словосочетании главным словом может быть глагол и его формы (деепричастие), а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан:

купать (кого?) щенка
брошу (что?) палку
нарисуем (что?) дом
отправив (что?) посылку
накормить (кого?) котёнка
убрать (с чего?) со стола
приводить (во что?) в школу
оплатив (что?) проезд
пойти (на что?) на ярмарку
вернулся (во что?) в среду.
Эти словосочетания называются глагольными. Глагол (деепричастие) — главное слово в сочетании.

От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:

быстро прочитать — прочитать (как?) быстро;
сказать сгоряча — сказать (почему?) сгоряча;
поступить назло — поступить (с какой целью?) назло;
рано встать — встать (когда?) рано;
двигать вверх — двигать (куда?) вверх.
Наречные словосочетания

В словосочетании, наоборот, может быть главным наречие, от которого зависит слово другой части речи. От наречия можно поставить падежный вопрос к зависимому существительному:

наедине (с чем?) с природой;
быстрее (чего?) звука;
далеко (от чего?) от города
ближе (к чему?) к краю.
Такие словосочетания называются наречными. В наречных словосочетаниях могут быть связаны два слова этой части речи только по смыслу:

очень весело;
крайне неосторожно;
абсолютно неверно;
слишком быстро.
Итак, в зависимости от способа выражения главного слова различают словосочетания:

именные
глагольные
наречные
Беседа.
– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?
– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
– Как связывается зависимое слово с главным?
– С помощью чего устанавливается смысловая связь?
– С помощью чего выражается грамматическая связь?

-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание
– Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь?

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
д\з упражнение по учебнику по выбору
Категория: 8 классы | Добавил: petrovna1962 (27.09.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar