28.09.2022. 8-А РУССКИЙ ЯЗЫК. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Тема: «Словосочетание» Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Цели урока: обучающие - повторение сведений о словосочетании, полученными учащимися в начальной школе и в пятом классе, углубление и систематизация; развивающие – создание условий для самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков; воспитательные – создать условия для формирования ценностно-ориентированного отношения к предметному и духовному миру человека, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; метапредметные - продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию мыслительной деятельности посредством решения проблемных задач. Предполагаемый результат: - Предметные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Словосочетание», выработать умение опознавать словосочетания, выделять главные и зависимые слова, формировать навыки нахождения словосочетаний в тексте, употребления их в речи, повторить грамматическую связь слов в словосочетании и модель словосочетания. Ход урока I. Мобилизующий этап. - Кто такие исследователи? - - Кто хочет стать исследователем? - - Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами. Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу. Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от слова и предложения. Понятие о словосочетании Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к другому слову, зависимому от него: красная роза — роза (какая?) красная; плыть по реке — плыть (по чему?) по реке; рукава реглан — рукава (какие?) реглан. В сочетании «красная роза» прилагательное «красная» тоже принимает грамматическую форму единственного числа женского рода именительного падежа, как и существительное «роза». А в сочетании «плыть по реке» глагол «плыть» по смыслу и грамматически требует от существительного «река» принять форму дательного падежа единственного числа. В сочетании «рукава реглан» слова связаны по смыслу, так как слово «реглан» не изменяется. Итак, в словосочетании одно слово по смыслу и грамматически подчиняется другому. Между словами в словосочетании обязательно существует подчинительная связь. С этой точки зрения уточним, что такое словосочетание в русском языке. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более слов и строится на основе подчинительной связи. Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово. Сравним: сестра — родная сестра; идти — идти по тропинке; юбка — юбка в клетку. Словосочетание и предложение Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Понаблюдаем: синее небо белые облака плывут по небу Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение. Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения. Белые облака плывут по синему небу. В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут). Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например: светлая комната танцуешь в зале идешь у озера. Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях: медленно плывёшь наука победить работает вздыхая долго молчит. В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым: наречие (медленно, долго) неопределенная форма глагола (победить) деепричастие (вздыхая). Оно присоединяется к главному слову только по смыслу. Запомним, что подлежащее и сказуемое, которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание. Виды словосочетаний Словосочетания по своему строению и значению бывают разными. Определим вид словосочетания в зависимости от того, словом какой части речи является главное в нём слово. Именные словосочетания Словосочетание может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак: красивое платье яркие краски вишнёвое варенье любимая сказка в спортивном рюкзаке острая боль по широкой дороге через узкую ступеньку. Такие словосочетания называются именными. Главное слово в них может быть выражено также самостоятельными частями речи — именем прилагательным, местоимением или числительным. Понаблюдаем: бледный от страха (имя прилагательное); пятый в очереди (числительное); мы с мамой (местоимение). В словосочетании главным словом может быть глагол и его формы (деепричастие), а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан: купать (кого?) щенка брошу (что?) палку нарисуем (что?) дом отправив (что?) посылку накормить (кого?) котёнка убрать (с чего?) со стола приводить (во что?) в школу оплатив (что?) проезд пойти (на что?) на ярмарку вернулся (во что?) в среду. Эти словосочетания называются глагольными. Глагол (деепричастие) — главное слово в сочетании. От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях: быстро прочитать — прочитать (как?) быстро; сказать сгоряча — сказать (почему?) сгоряча; поступить назло — поступить (с какой целью?) назло; рано встать — встать (когда?) рано; двигать вверх — двигать (куда?) вверх. Наречные словосочетания В словосочетании, наоборот, может быть главным наречие, от которого зависит слово другой части речи. От наречия можно поставить падежный вопрос к зависимому существительному: наедине (с чем?) с природой; быстрее (чего?) звука; далеко (от чего?) от города ближе (к чему?) к краю. Такие словосочетания называются наречными. В наречных словосочетаниях могут быть связаны два слова этой части речи только по смыслу: очень весело; крайне неосторожно; абсолютно неверно; слишком быстро. Итак, в зависимости от способа выражения главного слова различают словосочетания: именные глагольные наречные Беседа. – Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание? – Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? – Как связывается зависимое слово с главным? – С помощью чего устанавливается смысловая связь? – С помощью чего выражается грамматическая связь? -Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание – Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь? БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ д\з упражнение по учебнику по выбору | |
| |
Просмотров: 100 | |
Всего комментариев: 0 | |