16.05 8-Б Федотов В русский язык. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
ХОД УРОКА.
ПРИВЕТСТВИЕ. ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ С ТЕМОЙ " Синтаксический разбор предложений с однородными членами ."
ОТКРОЙ ТЕТРАДЬ, ЗАПИШИ ПОЖАЛУЙСТА ЧИСЛО, МЕСЯЦ, КЛАССНАЯ РАБОТА.
Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Узнаем, как пра­виль­но выпол­нить син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия в нём одной или двух и более грам­ма­ти­че­ских основ. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют син­так­си­че­ский раз­бор про­сто­го и слож­но­го предложения.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
Определить тип одно­со­став­но­го предложения
Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
Характеристика простого предложения
1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

повест­во­ва­тель­ные
вопро­си­тель­ные
побу­ди­тель­ные
Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Как зовут твою собаку?

Что ты читаешь?

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

Присядем на минутку.

Бежим ско­рее!

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

вос­кли­ца­тель­ные
невос­кли­ца­тель­ные
Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Сколько цве­тов на лугу!

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

Из тем­ной тучи зака­па­ло.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Золотая осень.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
неопределённо-личные (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой);
без­лич­ные (Быстро стем­не­ло);
обобщённо-личные ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

Однородные члены предложения – члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую роль, относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи. Синтаксическая функция однородных членов предложения зависит от того, к какому слову они относятся и на какой вопрос отвечают.

Однородные члены предложения могут быть представлены как одиночными словами, так и словосочетаниями, фразеологизмами, оборотами, выполняющими одну и ту же синтаксическую роль.

Пример: Он работал (как?) совсем плохо, спустя рукава.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами
Синтаксический разбор простого предложения с однородными членами осуществляется по плану:
1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное побудительное);
2. Тип по эмоционально-экспрессивной окраске (восклицательное, невосклицательное);
3. Двусоставное или односоставное;
4. Тип по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

5. Определение главных и второстепенных членов предложения.
Примеры разбора:
Звуки печальной музыки то приближались, то удалялись.
1. Повествовательное;
2. Невосклицательное;
3. Двусоставное;
4. Распространено однородными сказуемыми приближались, удалялись;
5. Главные члены предложения: подлежащее – звуки, сказуемые – приближались, удалялись; звуки (что делали?) приближались, удалялись;
Второстепенные члены предложения: звуки (чего?) музыки – дополнение; музыки (какой?) печальной – определение.
Мужчина купил виноград, конфеты и торт.
1. Повествовательное;
2. Невосклицательное;
3. Двусоставное;
4. Распространено однородными дополнениями виноград, конфеты, торт;
5. Главные члены предложения: подлежащее – мужчина, сказуемое – купил; мужчина (что сделал?) купил;
Второстепенные члены предложения: купил (что?) виноград, конфеты, торт – дополнения.

ПИСЬМЕННО
Задание № 1: выпишите грамматические основы предложений, распределяя их на 3 группы в зависимости от вида сказуемого (ПГС, СГС, СИС):
(1) Иван Петрович менее беспокоился об успехе своих намерений. (2) Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. (3) Почти все почтовые тракты мне известны. (4) Село Горюхино издревле принадлежало знаменитому роду Белкиных. (5) Германн насилу мог пробраться сквозь толпу народа. (6) Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. (7) Свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды. (8) Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора. (9) В три года Горюхино совершенно обнищало.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ.

Д \ з выуч урок 45 вып ураж 277
Категория: 8 классы | Добавил: petrovna1962 (15.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 83 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar