Дата: 23.04. Предмет литература
План изучения темы .I/Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Напоминаю, что не все сдали сочинение, а значит, они не могут претендовать на хорошие отметки за четверть. II. Задачи урока. Раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия; дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?» «Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев) III. Актуализация знаний: 1. Проверка Д.З. : прислать по две цитаты о каждом главном герое с определением характерной черты.( Силенко, Салатян, Горшкова, Шевченко,Жилин, Пономаренко, Козаков, Боженок) IV. Усвоение новой темы 1. Слово учителя Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть. В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии. Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви. Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» И тема нашего урока звучит так: « Любовь, смерть и бессмертие» 2. . Постановка проблемного вопроса Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия? Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя. - Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта» (это произведение о жестокости мира и о силе любви) - В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке. Запись проблемного вопроса в тетрадь. 4. Анализ художественного произведения - Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня, Моя любовь, которая тяжка мне. (Акт I. Сцена 1) Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнём, ведущая к пожару, Воспламенившееся море слёз, Раздумье — необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья. (Акт I. Сцена 1) Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет. Ромео не найдут. (Акт I. Сцена 1) - Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине? (Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.) - Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео? (Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает: Ещё не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас. (Акт I. Сцена 3) Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна «сделать пробу», потому что пока никого не любит) - Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились. Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре. - Как меняется их отношение к любви? Ромео: Ее сиянье факелы затмило. Она, подобно яркому бериллу В ушах арапки, чересчур светла Для мира безобразия и зла. Джульетта: Я воплощенье ненавистной силы Некстати по незнанью полюбила. Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена? (Акт II. Сцена 5) - Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства. - Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? (Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь. Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.) - Что мешает влюбленным? (Монтекки и Капулетти – кровные враги) - Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова героев в тексте. - Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть? Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви. - Есть ли смысл в гибели героев? После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло. 5. Обращение к эпиграфу урока - Давайте обратимся к эпиграфу урока. Соответствует ли он содержанию нашего урока? Юные герои У.Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти. 6. Проблемный вопрос - А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть». 7. Итоги урока По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так: Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетта. Но, я думаю, Белла Ахмадулина предложила свой вариант заключительных строк, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности. V. Д.З. Ответить на вопросы на стр.240-241 (устно) | |
| |
Просмотров: 257 | |
Всего комментариев: 0 | |