Дата: 27.04. Предмет русский язык
План изучения темы
.I/Организационный момент: Ребята, мы начинаем работать по новому расписанию и по новой форме. Мои требования теперь совпадают с общешкольными, и я считаю, что, учитывая ваш возраст, пора уже и оценивать по вашим стараниям и стремлениям. Работы, сданные с опозданием и неправильно оформленные, не могут рассчитывать на хорошие от метки. Работы с недельным опозданием рассматриваться не будут – это 2. Со мной вы можете связываться для консультаций по телефону и в электронной почте. Для более успешной работы я вам предлагаю по-прежнему создать группу в ватсапе.Поручаю это командирам классов.
II. Задачи урока.
- Совершенствовать умение распознавать стили речи и особенности публицитсического стиля.
- -Проанализировать ТКР и выполнить работу над ошибками.
- Сформировать понятие о чужой речи и способах её передачи.
III. Актуализация знаний:
1. Анализ ТКР
Класс Сдали Не сдали 2 3 4 5 Ученики , не сдавшие работы и получивши 2
8-А 16 4 1Дементьева 4 9 2 Бойко, Понамаренко, Солдатов, Жилин
8-Б 18 2 1 Муковин 5 7 5 Марышев, Себко

2. Выполнить работу над своими ошибками в тетрадях.
3. Вспомним, что мы знаем о стилях речи:
Слово стиль происходит от греческого стилос – палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заостренным, им писали на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на бересте; а другой конец – в виде лопаточки, им, повернув стержень, - «стиль», «стирали» неудачно написанное. Чем чаще стирали, тем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда выражение: «Часто перевертывай стиль» (Гораций), т. е. исправляй написанное.

Учитель. Назовите известные вам стили речи.
Ответ (слайд):
книжные: разговорный
• научный
• официально-деловой
• публицистический
• стиль художественной литературы
IV. Усвоение новой темы
1.Запомните, составьте предложения с данными словами.( Боршан, Зимбаев, Марышев,Гармаш, Боженок, Жилин)
Словарная работа.
Редактор – 1. лицо, которое проверяет, исправляет текст при подготовке к печати;
2. руководитель журнала, газеты.
Журналист – литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах.
Корректор – работник издательства, газеты или типографии, читающий и исправляющий текст на оттиске набора. (Словарь С. И. Ожегова)
Одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Поискам лучшего, оптимального варианта выражения мыслей учит стилистика – наука о стилях речи.
2. Учитель. В чем своеобразие публицистического стиля?
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях часто используется публицистический стиль. Его основная цель – воздействовать на читателя или слушателя, убедить его в чем-либо, к чему-либо призвать. Название публицистический происходит от латинского publicus - общественный ( в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого – люди, народ).
Для публицистического стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить воздействие речи на читателя и слушателя:
• обращения;
• побудительные и восклицательные предложения;
• риторические вопросы;
• слова с переносным значением;
• торжественная лексика;
• фразеологизмы;
• описательные обороты;
• сравнения.

3. Работа в качестве корректоров с деформированным текстом.

Учитель. Какими качествами должен обладать корректор, чтобы на высоком профессиональном уровне выполнить свою работу?
• хорошее знание русского языка: орфографических и пунктуационных правил;
• внимательность и аккуратность.

1) Прочитайте текст.
2) Ответьте устно на вопросы к тексту:
• Определите тему текста (О вредных привычках).
• Определите основную мысль (Вредные привычки мешают правильному развитию организма).
• Назовите элементы публицистического стиля (7-8 - побудительные и восклицательные предложения, односоставные – определенно-личные).

3) Самостоятельная работа каждого ученика с текстом. Спишите, вставьте орфограммы, подчеркните их, где можете, объясните графически.( Зименко. Журба, лыкова, Бурянская, Редькина, Макаренко А.) Для остальных текст для самопроверки будет размещён на следующем уроке.

Деформированный текст
(1)Курение употребление пива вредные пр…вычки мешающие правильному развитию организма подрос.?.ка. (2) Школьные годы это годы роста как физического так и умственного. (3) Р…стущему организму нужно много сил что(бы) справи…ся со всеми нагру…ками. (4) Навыки усвое…ые в школьном возр…сте самые прочные. (5) Это относи…ся не только к полезным но и к вредным пр…вычкам. (6) Чем раньше дети подрос.?.ки начнут курить и пить пиво тем быстрее пр…выкнут и (не)смогут в дальнейшем отказа…ся от пагубного пристрастия к табаку и пиву. (7) Отк…жись от вредных пр…вычек и веди здоровый образ жизни! (8) Зак…ляйся и занимайся спортом!

4. Работа журналиста. Жанр интервью.
Учитель. Журналисту часто приходиться брать интервью. Этот жанр вам знаком. Вы пробовали писать сочинение-интервью по картине. Сегодня вы все попробуете себя в качестве журналистов. Прочитайте интервью с врачом-наркологом
Вопрос. Какими профессиональными качествами должен владеть журналист?
• хорошее знание проблем современной жизни;
• умение расположить к себе человека;
• умение правильно и корректно задавать вопросы.

Интервью. Курить – здоровью вредить.

1.Журналист. Здравствуйте, Виктория Сергеевна. О вреде курения сказано немало. Однако рост курильщиков не уменьшается. Почему?
1.Врач. Значительное число курящих людей не считает курение очень вредным для здоровья и успокаивает себя, что ничего плохого с ними не случится. А если будут проблемы со здоровьем, то они без особых усилий бросят курить. Это заблуждение. Курение – опасная привычка, справиться с которой нелегко.

2.Журналист. Врачи сравнивают горящую сигарету с маленьким химическим заводом. Почему?
2.Врач. Маленький этот завод только по размерам, а по степени вредности огромен. Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке. Их более 1200! Самые вредные из них – ацетилен, никотин, синильная кислота, мышьяк, полоний, фенол. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак.

3.Журналист. Виктория Сергеевна, развитие каких болезней идет быстрее у курильщиков, чем у некурящих?
3.Врач. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень. Сравните легкие здорового человека и курильщика. Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных 20 до 39 сигарет - на 6,2 года. Установили, что люди, начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.
4.Журналист. Все знают фразу: «Капля никотина убивает лошадь». Но курильщики только посмеиваются, говоря, что они, видимо, крепче лошади, если так много никотина употребили, а до сих пор живы. Правы ли они?
4.Врач. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
5.Устно проработайте параграфы вместе с упражнениями и заданиями: 65,66.67.
V. Д.З. Знать: что такое чужая речь, её части. Письменно продолжить интервью с наркологом: 4-6 реплик всего.( Шевченко, Таранова, Павлюк, Гасюк) ( часть интервью урока переписывать не надо) Напоминаю:в скобках указаны фамилии детей, которые присылают мне работы, остальные выполняют в тетрадях все задания.
Категория: 8 классы | Добавил: alzevsk (26.04.2020) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar