Изобразительное искусство 08, 15.12. 2020
Тема урока. Многообразие форм полиграфического дизайна. Создание макета книги.

Задачи урока:
- создавать условия для успешного усвоения учащимися знаний о многообразии форм полиграфического дизайна, о
приемах и принципах художественного оформления книги;
- сформировать навыки работы в области макетирования;
- содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса;
- приобщать учащихся к графической культуре и освоению графических способов передачи информации;
развивать логическое мышление и конструкторские способности;

Цель урока. Формирование художественных представлений о книге с точки зрения искусства дизайна, умений и навыков художественно-конструктивной деятельности.

Оборудование и материалы: карандаш, ластик,цветная бумага, альбом, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Ребята, нас окружает бескрайнее море полиграфических изданий – книги, журналы, газеты, красочные календари, открытки, почтовые марки и даже деньги. Текс и рисунок вы можете увидеть на афише, вывесках и даже на транспорте. У многих из вас текст и рисунок есть на одежде. Всё это вместе – различные формы полиграфического дизайна.

Форм полиграфической продукции много – от самых маленьких, этикеток и марок, до очень больших, плакатов и реклам на улицах. Она окружает нас повсюду – дома, в школе, в общественных зданиях, на улицах городов. Но из всего такого большого многообразия полиграфической продукции основной является книга. Поэтому мы, сегодня уделим ей основное наше внимание.

Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Сначала появились наскальные изображения. Затем к изображениям стали добавлять текст. Появились так называемые “каменные книги”. Позже появились тексты, которые писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. В Британском музее хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 м. В Месопотамии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В древнем Риме существовал другой вид книги – полиптих. Это были скреплённые между собой ремешком деревянные дощечки-таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. C XI века до н.э. начал применяться новый материал для письма – пергамент – особо выделанная кожа. А с XIII века в Европе основным писчим материалом становится бумага.

Приёмы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Уже первые дошедшие до нас славянские рукописи - Остромирово евангелие (1056-1057), Изборник Святослава 1073 года, Изборник 1076 года - являются примерами высокой культуры книжного оформления, образцами композиции, наглядности, соразмерности изобразительных элементов. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.). Появление новых черт в художественно-полиграфическом оформлении книги тесно связано с петровскими реформами начала XVIII века. Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом.

С тех пор книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий. Совершенствовался процесс печати, росло многообразие печатной продукции, а суть композиционного творчества оставалась неизменной.

В разных видах полиграфических изданий различно соотношение текста и иллюстраций. В книгах обычно преобладает текст. Есть книги вообще без иллюстраций, а есть издания (например, фотоальбомы или книжки для маленьких), состоящие преимущественно из изображений. В любом виде графического дизайна важно найти характер и стиль композиционного соединения слова и изображения. Таким образом, книгу можно считать синтетическим искусством, триединством литературы, графики и дизайна.

Каждая книга независимо от времени ее создания является произведением искусства, поскольку все составные части и элементы ее внешней формы задумываются, разрабатываются, выполняются при непосредственном участии художника. Рассмотрим книгу с точки зрения искусства дизайна.

Создавая дизайн обложки книги важно:
• чтобы оформление не противоречило содержанию, а, наоборот,
дополняло и поддерживало информацию,
• привлекало читателей и, в целом, придавало книге оригинальный,
эстетичный внешний вид.

Все печатные издания имеют различную аудиторию и разные функции,поэтому каждое из них требует индивидуального подхода и уникального дизайнерского решения.
Для того чтобы создать макет обложки детской книги дизайнер использует:
- яркие цвета
- более крупный шрифт
- по максимуму иллюстраций

Основная задача дизайнера при создании детской книги – это создать грамотный и интересный глазу ребенка дизайн.

Вывод:дизайн обложки книги - должен создавать образ.
Обложка книги является побудителем желания у покупателя приобрести книгу, чтобы узнать суть ее содержимого.
Обложка книги должна продавать ее, саму книгу, она является витриной, которая интригует человека,заинтересовывает, заставляет сделать конкретные действия.
Поэтому, обложка книги должна иметь положительное восприятие, располагающее, заинтересовывающее, ну и
конечно, она должна являться носителем той идеи, которая заключена в саму книгу.

Постановка художественной задачи:
- определить формат книги;
- выполнить развертку из картона;
- определить иллюстративную и шрифтовую составляющие дизайна обложки;
- выполнить эскиз обложки книги линейно;
- выполнить эскиз в цвете.
- выполнить склеивание развертки книги.

Выполнение практического задания.

К следующему уроку подготовьте работу для проверки.
Категория: 8 классы | Добавил: vasiliyvainilov (05.12.2020)
Просмотров: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar