Изобразительное искусство 24.11, 01.12.2020
Тема урока. Композиция заглавной буквы Задачи урока. Образовательная: - узнать об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; - способствовать формированию умений и навыков; Развивающая: - развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора, способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы); Воспитательная: - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и др. качеств; воспитывать интерес к искусству шрифта; - прививать любовь к культуре предков, - приобщить обучающихся к православной культуре России, преподнести знания об истории письменности на Руси, о старославянской азбуке и ее смысловом наполнении; - воспитывать патриотизм, нравственность. Цель урока: Дать понятие «Буквица». Учить выполнять Буквицы.Создание условий для развития творческого потенциала обучающихся. ХОД УРОКА: Изобретение письменности – одно из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Написанное слово ценилось. Недаром на Руси говорили: “Что написано пером, не вырубишь и топором”. Появилась возможность передавать знания не только “из уст в уста”, в устном пересказе, но и в записях. Письменность является частью общей культуры нашего народа и частью мировой художественной культуры. Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать, придумывать, сочинять… Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале Грамотных людей в те далекие времена на Руси больше всего было среди священников. Поэтому они и детей в монастырях грамоте учили, и книги переписывали от руки. Труд этот был нелегким и долгим. Вот что писали в конце книги о своей работе: “Пусть правая рука писавшего скорей От боли тягостной избавится своей”. Порой книгу писец переписывал годы. Рецептов изготовления чернил было много: туда входили и старые ржавые гвозди, и квас, и мед, и даже иногда кислые щи. Когда чернила высыхали, то становились темно – коричневого цвета. Перья были чаще всего гусиные. Буквы выводили медленно, с одинаковым нажимом, отчего и само письмо, называемое УСТАВОМ, имело торжественный вид. В книге встречались и красные буквы. Красная краска – киноварь. Ею писали заголовки и начальные буквы. Отсюда и пошло выражение – “КРАСНАЯ СТРОКА”. Книги ценили. Послушайте, как надлежало обращаться с книгой: “О, счастливейший читатель! Вымой свои руки и только после того возьмись за книгу, перевертывай листы медленно, держи пальцы подальше от букв”. Да и сами книги не бегло читали, а “почитали”: “Велика ведь бывает польза от учения книжного”. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей, делали изображения – тиснения. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. Поэтому в старину любили говорить: “Книжное слово в жемчугах ходит”. Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами.... Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах. А что же такое буквица? Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с письменностью. Наука, изучающая историю письменности, называется палеография. А искусство написания изящного рукописного шрифта – каллиграфия. С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях Х-ХI вв. в пергаментных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшений использовалась буквица. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а грамотный, художественно одаренный). Буквицу ставили в начало текста, делали ее большого размера. Буквицы очень часто писали красным цветом - красной краской называемой киноварью. Богато расцвечивали буквицу разнообразным орнаментом. Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть из¬гиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти букви¬цы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, неповторима. Часто в орнаменте использовались изображения животных и птиц (Звериными головами: коня, кошки, собаки, львицы, сокола и т.п.) Самым древним орнаментом был растительный. В написании использовались: листья, цветы, стебли Так Буквица дошла до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетах, журнальных статьях. Здесь мы видим графический способ выполнения буквицы. Практическая работа. Этапы выполнения рисунка: 1.Нарисовать крупно букву (печатную или письменную – по желанию) 2.Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы. 3.Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы. Эти рисунки вы можете использовать в качестве примера. На следующем уроке сдать работы для проверки и оценивания. | |
| |
Просмотров: 241 | |
Всего комментариев: 0 | |