Обращение как единица синтаксиса
Тема урока: «Обращение как единица синтаксиса» План изучения темы 1. Повторение изученного: ответьте на вопросы: -Какие виды связи слов существуют в словосочетаниях? -Какие предложения называются простыми? -Назовите главные и второстепенные члены предложения. -Перечислите виды односоставных предложений. -Какие члены предложения называются однородными? -Что такое обособление? 2. Усвоение темы 1.Задание № 1: расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы; -в роли каких членов предложения выступает слово Россия; -в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1. В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса. 2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3.Люблю твою, Россия, старину. 4. Допетровская Россия не знала «светской» живописи. 5.Тебя, как первую любовь, Россия, сердце не забудет. - Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи? (Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившихся им в работе) - Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли? - Почему? (Они выступают в роли сказуемого, подлежащего, дополнения и обращения.) - Прочитайте предложения с обращением. - Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются сказуемым , подлежащим, дополнением ) 2. Устный опрос - Что такое обращение? - В какой форме выражается обращение? - С какой интонацией оно произносится? - Какие обращения мы называем распространенными? - Могут ли быть обращением неодушевленные предметы? - Какое обращение называется риторическим? - Назовите функции обращения? 3. Задание исследовательского характера Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?». Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе… Сравните более древний текст: Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет») Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. 4. Выполнение задания № 2 Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) (взаимопроверка в любой форме) 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Обращение может находиться в начале, середине, в конце предложения. А еще обращение может разрываться другими членами предложения. Речь идет о разорванном обращении. 1.Разорванное обращение: письменно «Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ») 2.Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например: - Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский); – Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов). Задание № 3 Прочитайте отрывок из письма А.С.Пушкина, найдите обращения, расставьте знаки препинания: Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца. От всего сердца божественная княгиня кланяюсь Вам. Княгиня кланяюсь Вам божество моего сердца. - Что Вы можете сказать об отношении поэта к адресату письма? Вы, наверное, почувствовали, что Пушкина с адресатом дружеские отношения. Он не обращается к ней официально: милостивая государыня или уважаемая княгиня, а к титулу княгиня добавляет эпитет божественная (прекрасная, несравненная), а в конце письма называет княгиню божеством, т.е. предметом поклонения. Так обращаться можно только к близкому человеку. - Как вы думаете, это письмо серьезное или шутливое? (Конечно, шутливое. В нем собственно нет никакого содержания. Трижды повторяется приветственная фраза. Это коротенькая дружеская весточка, которая должна была вызвать улыбку.) Адресат пушкинского письма – Вера Федоровна Вяземская, Пушкин дружил с семьей поэта Вяземского. Вере Федоровне и серьезные письма, в которых делился невзгодами, рассказывал о своих переживаниях. Тогда и обращения были иными: дорогая княгиня, добрейшая княгиня Вера. Этикетные обращения. - Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: - Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.); - Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин) - Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко) - Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор Жизнь обращений сегодня. Проблемная ситуация . - Как бы обратитесь к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к школе? - Отсутствие стандартов вежливого обращения-это недостаток нашего языка или его достоинство? Подведение итогов урока. V. Рефлексия. 1. Как вы оцениваете свою работу на уроке? 2. Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными? Домашнее задание: Выучить пар.55-56 Дифференцированное задание: Б- упр.344 1.В- выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 4 предложения с обращениями | |
| |
Просмотров: 345 | |
Всего комментариев: 0 | |