Обращение как единица синтаксиса
Тема урока: «Обращение как единица синтаксиса»
План изучения темы
1. Повторение изученного: ответьте на вопросы:
-Какие виды связи слов существуют в словосочетаниях?
-Какие предложения называются простыми?
-Назовите главные и второстепенные члены предложения.
-Перечислите виды односоставных предложений.
-Какие члены предложения называются однородными?
-Что такое обособление?
2. Усвоение темы
1.Задание № 1: расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;
-в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
-в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?
1. В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.
2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия.
3.Люблю твою, Россия, старину.
4. Допетровская Россия не знала «светской» живописи.
5.Тебя, как первую любовь, Россия, сердце не забудет.
- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?
(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившихся им в работе)
- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?
- Почему?
(Они выступают в роли сказуемого, подлежащего, дополнения и обращения.)
- Прочитайте предложения с обращением.
- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются сказуемым , подлежащим, дополнением )
2. Устный опрос
- Что такое обращение?
- В какой форме выражается обращение?
- С какой интонацией оно произносится?
- Какие обращения мы называем распространенными?
- Могут ли быть обращением неодушевленные предметы?
- Какое обращение называется риторическим?
- Назовите функции обращения?
3. Задание исследовательского характера
Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».
Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…
Сравните более древний текст: Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)
Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
4. Выполнение задания № 2
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) (взаимопроверка в любой форме)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Обращение может находиться в начале, середине, в конце предложения. А еще обращение может разрываться другими членами предложения. Речь идет о разорванном обращении.

1.Разорванное обращение: письменно
«Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)
2.Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например:
- Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский);
– Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).
Задание № 3
Прочитайте отрывок из письма А.С.Пушкина, найдите обращения, расставьте знаки препинания:
Божественная княгиня кланяюсь Вам от всего сердца. От всего сердца божественная княгиня кланяюсь Вам. Княгиня кланяюсь Вам божество моего сердца.

- Что Вы можете сказать об отношении поэта к адресату письма?
Вы, наверное, почувствовали, что Пушкина с адресатом дружеские отношения. Он не обращается к ней официально: милостивая государыня или уважаемая княгиня, а к титулу княгиня добавляет эпитет божественная (прекрасная, несравненная), а в конце письма называет княгиню божеством, т.е. предметом поклонения. Так обращаться можно только к близкому человеку.
- Как вы думаете, это письмо серьезное или шутливое?
(Конечно, шутливое. В нем собственно нет никакого содержания. Трижды повторяется приветственная фраза. Это коротенькая дружеская весточка, которая должна была вызвать улыбку.) Адресат пушкинского письма – Вера Федоровна Вяземская, Пушкин дружил с семьей поэта Вяземского. Вере Федоровне и серьезные письма, в которых делился невзгодами, рассказывал о своих переживаниях. Тогда и обращения были иными: дорогая княгиня, добрейшая княгиня Вера.
Этикетные обращения.
- Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.
Сравните:
- Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);
- Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)
- Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
- Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор
Жизнь обращений сегодня.
Проблемная ситуация .
- Как бы обратитесь к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к школе?
- Отсутствие стандартов вежливого обращения-это недостаток нашего языка или его достоинство?
Подведение итогов урока.
V. Рефлексия.
1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
2. Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными?
Домашнее задание:
Выучить пар.55-56
Дифференцированное задание: Б- упр.344
1.В- выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 4 предложения с обращениями
Категория: 8 классы | Добавил: alzevsk (29.03.2020) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 304 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar