ОБЖ 8-е классы. "Экологическая безопасность. Загрязнение почвы, атмосферы и воды". Серикова Л.Е.
ОБЖ 8-А- 01.12.2020г.; 8-Б - 24.11.2020г. "Экологическая безопасность. Загрязнение почвы, атмосферы и воды".
Серикова Л.Е.
Здравствуйте, ребята!
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в мои слова «Если закроем глаза, то ничего не видим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается. … ( откройте глаза и представьте вращающийся глобус ). Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».
Что мы подразумеваем под «всем живым»? Что необходимо для жизни?
Ребята, недавно я услышала интересный разговор. – Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова. – Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
– Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Экология – это наука о доме, Земле).
«В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – наука». – Что же такое экология?
– Экология – это наука о доме.Запишите понятие.
– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля.
– Итак, тема нашего урока «Экологическая безопасность». Запишите ,пожалуйста, тему урока в рабочей тетради.
– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность.Кто отрицательно влияет на окружающую среду?
Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека. Воздух вода, продукты питания.

А всегда ли бывает чистым воздух, вода, продукты питания?
Оказывается, что именно воздух, вода и пища являются путями поступления в организм человека загрязняющих веществ.
По данным ООН каждый миллион жителей любого города ежегодно потребляет в среднем до 2000 тонн продовольствия, 9500 тонн топлива, 625 кубических метров воды. При этом в водоёмы сбрасывается свыше 500 тысяч тонн сточных грязных вод, а в атмосферу до 950 тонн вредных веществ

Модель поступления загрязняющих веществ

человек

продукты питания вода

воздух
1. Как происходит загрязнение воздуха?
Что необходимо делать для охраны воздуха?
Ядовитые вещества испаряются с поверхности земли и поднимаются в воздух. Вместе с дымом из труб в воздух попадают частицы тяжёлых металлов:свинца, железа, меди, ртути
Воздух ещё загрязняется бытовыми отходами и отходами производства заводов и фабрик.
Кроме того, на улицах городов сейчас очень много разного транспорта, а выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух, которым мы дышим.
Автомобили поднимают пыль.Она тоже вредна для здоровья.
В воздух попадает сернистый газ, который, растворяясь в воде, образует серную кислоту.
Большие пожары в городах и лесные пожары также загрязняют воздух вредными газами и пеплом.
2. Как происходит загрязнение воды?
Что мы можем сделать для защиты воды?
Для очистки воды существует прибор - бытовой фильтр.
Вода:
ядовитые вещества и опасные тяжёлые металлы
бытовые отходы и болезнетворные микробы
кислотные дожди
нефтепродукты
В зависимости от степени и характера загрязнения применяют специальные методы очистки воды:
1)Механический метод-когда удаляется мусор и нерастворимые вещества с помощью отстаивания и фильтрации.
2) Химический метод- когда воду очищают с помощью обеззараживающих веществ, например, хлора, хлорамина, используют озонирование воды, применяют соли тяжёлых металлов,ультразвук, ультрафиолетовые лучи.Так убиваются болезнетворные микробы.Самым современным и благоприятным, менее вредным считается способ обеззараживания воды с помощью ионов серебра.1 миллиграмм серебра обезвреживает 1 литр воды на 98 процентов.
3)Биологический метод - когда для очистки воды используют растения:осоку, рогоз, хвощ. Есть и животные-фильтры(беззубка, перловица, рачки). Они фильтруют, прогоняя через себя до 30 литров воды в сутки.
4. Вымораживание- доступный и надёжный способ очистки воды , даже в домашних условиях.Таким способом удаляются различные соли.Верхний слой льда отделяется и используется. т. к. соли оседают в нижней части льда.
3. Как вы понимаете значение слова питание?
Какие правила личной гигиены надо соблюдать?
Возможные ответы:
Чтобы урожай овощей был хорошим, растения подкармливают специальными веществами, которые называются удобрениями. Если человек вносит удобрений больше, чем требуется растениям, то избыток удобрений растения накапливают в себе.Эти вещества называются нитратами.
Ещё растения обрабатывают пестицидами и гербицидами. Они особенно опасны для здоровья человека.
К тому же в грязных овощах могут быть и болезнетворные микробы.

Гипотеза: Какое предположение мы можем сделать?

-Если человек будет употреблять в пищу растения, пить воду, дышать загрязнённым воздухом, то он нанесёт вред своему здоровью.

Решение проблемы:
-Что мы должны предпринять, чтобы обезопасить себя?
Цель: научиться правильно защищать свой организм от вредного воздействия окружающей среды, т.е. соблюдать экологическую безопасность.

-Не собирай грибы и ягоды вдоль дорог, вблизи свалок, рядом с промышленными предприятиями.
-Не ешь рыбу, выловленную в загрязнённой воде.
-Мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой.
-Не ешь продукты с истёкшим сроком использования.
-Перед употреблением овощей удали те части, где скапливаются нитраты

Ещё люди должны знать как можно сделать продукты менее вредными для здоровья.Можно удалить нитраты из овощей простыми способами.
Например,у капусты нитраты скапливаются в кочерыжке и в зелёных листьях. Значит, кочерыжку надо вырезать, а листья замочить в тёплой воде.
У репчатого лука нитраты находятся в донце,его нужно отрезать.
У свёклы и картофеля нитраты содержатся в кожуре.Значит нужно очистить кожуру.
У зелёных овощей : лука, петрушки, укропа – нитраты скапливаются в листьях. Чтобы их обезвредить, нужно поставить овощи в банку с водой и поставить на солнце на 2-3 часа. На солнце нитраты исчезают.
У моркови нитраты скапливаются в сердцевине. Её лучше вырезать и вымочить в тёплой воде.

- Что мы должны делать , чтобы сохранить своё здоровье?
Задачи:
-соблюдение правил личной экологической безопасности.
-не допускать загрязнения окружающей среды, охранять воду, воздух, почву

А какой вывод вы сделали для себя? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т.д.)
Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
Если ты взял что-то от Земли - отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, - только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках "Любимые уголки природы".
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Мы должны всегда помнить слова М.Пришвина "Охранять природу - охранять Родину".

Домашнее задание: нарисовать рисунок «Охрана природы»
Категория: 8 классы | Добавил: larisaserikova357 (03.12.2020)
Просмотров: 123 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar