02.11.2021 г. Химия
ХИМИЯ КЛАСС 9А, 9Б 1-й урок 02/11 2-й урок
09/11 ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ Урок 1-2
Соблюдаем орфографический режим при работе в тетрадях!!!
I Блок
Время проведения 10.00-10.30
10.40-11.10
1урок.ТЕМА Повторение. Классификация химических реакций. Сущность ОВР. Тепловой эффект химических реакций. Контрольная работа по теме « Химические реакции.
Планируемые результаты Мы повторим ранее изученный материал и подготовимся к контрольной работе
Информационно-методический блок 1
Содержание
• Классификация химических реакций
• Гомогенные и гетерогенные реакции
• Экзо- и эндотермические реакции
• Окислительно-восстановительные реакции
• Каталитические и не каталитические реакции
• Обратимые и необратимые реакции
Химическая реакция- процесс превращения исходных веществ (реагентов) в конечные вещества (продукты)
Химические реакции записывают с помощью схем или уравнений, которые содержат формулы исходных веществ и продуктов реакций. Уравнения реакций отличаются от схем наличием коэффициентов, с помощью которых уравнивают число атомов каждого элемента в исходных веществах (левая часть уравнения) и продуктах (правая часть уравнения). Коэффициенты позволяют отразить закон сохранения массы.
Химические реакции можно классифицировать по различным признакам, например:
• по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
• по агрегатному состоянию;
• по тепловому эффекту;
• по изменению степени окисления;
• по наличию или отсутствию катализатора;
• по признаку обратимости.
Существуют и другие признаки сравнения, по которым можно классифицировать химические реакции.
Рассмотрим более подробно типы химических реакций по различным классификационным признакам.
1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции различают реакции соединения, разложения, замещения и обмена:

Задание1 Запишите определения типов реакций.
Реакции соединения —
Реакции разложения —
Реакции замещения —
Реакции обмена —
2. В зависимости от агрегатного состояния, в котором находятся реагирующие вещества (жидкое, твёрдое, газообразное), различают гомогенные и гетерогенные реакции. Агрегатное состояние вещества обычно обозначается буквами русского алфавита нижним индексом в скобках: (г) — газ, (ж) — жидкость, (т) —твёрдое.
Гомогенные реакции- реакции, протекающие в одной фазе
Например, гомогенными являются реакции между двумя растворами или между двумя газами:
HCL (р-р)+NaOH (р-р) = NaCL+H2O
H2(г)+CL2 ( г) = 2HCL
Гетерогенные реакции
реакции, протекающие на границе раздела фаз
Граница раздела фаз присутствует в системе, образованной, например, жидкостью и твёрдым телом (металл и кислота), твёрдым телом и газом, двумя несмешивающимися жидкостями (масло и вода). Примерами гетерогенных реакций являются:
Zn(тв) +H2SO4 (разб. р-р) = Zn SO4+ H2
3. По тепловому эффекту различают экзотермические и эндотермические реакции.
Вспомним, что любая химическая реакция протекает с разрывом старых химических связей и образованием новых. При этом изменяется электронное состояние атомов, их взаиморасположение, а потому и внутренняя энергия продуктов реакции отличается от внутренней энергии реагентов. Как вы знаете, в образовании связи участвуют атомные орбитали. Для молекул с ковалентной связью механизм образования химической связи объясняет метод валентных связей (ВС).
Наиболее полно особенности образования связывающих и разрыхляющих орбиталей объясняет метод молекулярных орбиталей, как линейной комбинации атомных орбиталей (МО ЛКАО), изучающийся в специальном разделе химической термодинамики и в квантовой химии.
Рассмотрим два принципиально возможных варианта перераспределения энергииЕ при протекании химической реакции:
1. Е реагентов > Е продуктов. Благодаря "выигрышу" в энергии атомы соединяются и образуют молекулы. Исходя из закона сохранения энергии, в результате такой реакции избыточная энергия выделяется в окружающую среду, чаще всего в виде тепла или света.
2. реагентов < продуктов. В этом случае для протекания реакции необходима дополнительная энергия, которая может быть получена извне в виде дополнительного нагревания, УФ-облучения или в других формах. При этом температура реагирующей системы должна понижаться за счет поглощения энергии.

Тепловой эффект реакции — теплота, поглощаемая или выделяемая системой в ходе химической реакции.
Экзотермические реакции - реакции, протекающие с выделением тепла ( +Q)
Эндотермические реакции - реакции, протекающие с поглощением тепла (-Q)
Задание2. Определите тип химической реакции по тепловому эффекту химической реакции
В термохимических уравнениях обязательно указывают агрегатные состояния веществ (жидкое, твёрдое или газообразное) так как разные агрегатные состояния одного и того же вещества имеют разную энергию. Коэффициенты в термохимическом уравнении равны количеству веществ (в молях), вступивших в реакцию.
Например, термохимическое уравнение
H 2(г) + O2 ( г) = H 2O ( г) + 484 кДж
означает, что кДж выделяются при сгорании двух молей водорода в одном моле кислорода. Тепловой эффект реакции прямо пропорционален количеству вещества. Так, если в реакцию сгорания вступит в раза меньше водорода, чем в термохимическом уравнении, т. е. моль, то и тепловой эффект будет в раза меньше, т. е. 242 кДж.
РЕШАЕМ ЗАДАЧУ Задача 1. Определите количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г MgO в результате
реакции горения магния, с помощью термохимического уравнения.
2 Mg + O2 = 2MgO + 1204 кДж

Дано:
m (Mg0) = 120г
Найти:
Q1 -?
Решение:
1) Определяем количества оксида магния, используя формулу для нахождения количества вещества через массу.

= m / M
(MgO) = 120г/ 40 г/моль = 3 моль

2) Составляем пропорцию с учетом коэффициентов в уравнении реакции
По уравнению 2 моля MgO - 1204 кДж
По условию 3 моля MgO - Q1

Отсюда 3 моль* 1204кД Q1 = 1803 кДж/ 2моль

Ответ: при образовании 120г оксида магния выделится 1803 кДж энергии.

4. По изменению степени окисления атомов химических элементов
Окислительно-восстановительные реакции -реакции, в которых изменяются степени окисления некоторых элементов
Окисление- процесс потери электронов, сопровождающийся увеличением степени окисления.
Восстановление-процесс присоединения электронов, сопровождающийся уменьшением степени окисления.
Окислитель-элемент, принимающий электроны.
Восстановитель-элемент, отдающий электроны.
По окислительно – восстановительным свойствам вещества можно разделить на три группы:
1. Окислители 2восстановители 3 окислители – восстановители

Окисление всегда сопровождается восстановлением и наоборот.!!!!
Что такое электронный баланс?
Уравнения окислительно-восстановительных реакций составляют, пользуясь методом ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА: число отданных и принятых электронов должно быть одинаково.

Пример:
Н N+5O3 + C0 

Азотная кислота – типичный окислитель. Она восстанавливается до N+4O2, углерод в этой реакции будет восстановителем, окислится до С+4О2.
HN+5O3 + C0  С+4О2 + N+4O2+ Н2О
Составляем электронный баланс:
N+5 + 1е  N+4 4 – окислитель
C0 – 4 е  С+4 1 – восстановитель
Таким образом, в уравнении реакции перед оксидом азота и азотной кислотой должен стоять коэффициент 4, а перед углеродом и углекислым газом – 1. Остаётся уравнять воду.
4HNO3 + C à СО2 + 4NO2+ 2Н2О

Задание3 в какой из приведенных схем уравнений реакций MnO2 проявляет свойства окислителя, а в какой – свойства восстановителя:
1. 2MnO2 + O2 + 4KOH = 2K2MnO4 + 2H2O
2. MnO2 + 4HCI = MnCI2 + CI2 + 2H2O
5 По наличию или отсутствию катализатора различают каталитические и некаталитические реакции.
Катализатор- вещество, участвующее в реакции и изменяющее её скорость, но остающееся неизменным после того, как химическая реакция закончилась.
Природные катализаторы белковой природы, называемые ферментами, в мягких условиях (например, при температуре тела человека, равной 36,6 (С) способствуют тому, что биохимические процессы в организме протекают с эффективностью, близкой к 100 %, в то время, как выход промышленных химических процессов редко составляет более 50 %.
Существуют также вещества, которые замедляют реакцию. Такие вещества называются ингибиторами. Ингибиторы используются в быту и в промышленности для подавления протекания нежелательных процессов, например старения полимеров, окисления топлива и смазочных масел, пищевых жиров и др.

6. По признаку обратимости различают обратимые и необратимые реакции.
Обратимые реакции - реакции, одновременно протекающие в двух противоположных направлениях. Мы пишем знак
Необратимые реакции протекают только в одном направлении. Мы пишем знак = или
Задание4 Пользуясь конспектом , напишите, при каких условиях реакция идет до конца
а)выпадает…
б) выделяется
в) образуется……вещество
Задание 5 пользуясь учебником стр 19 письменно отвечаем на 1 вопрос в тестовом задании
Контрольно-оценочный блок Домашнее задание. Повторить
Задание1. :При сжигании 6 г магния выделяется 152 кДж тепла. Составить термохимическое уравнение образования оксида магния.

Алгоритм-подсказка
1.1Записать уравнение химической реакции, показав выделение тепла. 1Расставить коэффициенты.
2. Данные из условия задачи написать над уравнением реакции
3. Под формулами веществ написать:
а) количество вещества (согласно коэффициентам);
б) произведение молярной массы на количество вещества. Под тепловым эффектом реакции поставить х.
4.Составить пропорцию и решить 5.Записать в ответе термохимическое уравнение
Задание2 Какая из данных реакций относится к окислительновосстановительным? • 1) ZnO + 2HNO3 = Zn(NO3 )2 + H2O • 2) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 • 3) Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O
Задание 3. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса • 1) H2S + KMnO4 + H2SO4 = S + MnSO4 + K2SO4 + H2O • 2) Мg + H2SO4 = MgSO4 + H2S + H2O • 3) Cu + HNO3 = Cu(NO3 )2 + NO + H2O
Урок2 .ТЕМА Контрольная работа1 по теме «Химические реакции»
ВЫПЛОНЯЕМ НА ДВОЙНЫХ ЛИСТОЧКАХ. Титульный лист подписываем:
Контрольная работа 1
по химии
учащегося ____ класса
ФИ
Разворачиваем страничку и пишем:
Дата
Контрольная работа 1по теме « Химические реакции».
Задание №1 ит.д Задания не переписываем, пишем только решения
и ответы
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа (2 балла).
1. Химический элемент, имеющий схему строения атома +17 2, 8, 7, в Периодической системе занимает положение:
1. 2-й период, главная подгруппа III группа;
2. 2-й период, главная подгруппа V II группа;
3. 3-й период, главная подгруппа V группа;
4. 3-й период, главная подгруппа VII группа.

2. Строение внешнего энергетического уровня 3s23p6 соответствует атому элемента:
1.аргона 2. никеля 3.кислорода 4. хлора
3. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
1.алюминий 2. кремний 3.магний 4. натрий
4. Оксид элемента Э с зарядом ядра +17 соответствует общей формуле:
1. ЭО 2. ЭО2 3. Э2О5 4. Э2О7
5. Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 13 в Периодической системе:
1. амфотерный 2. кислотный 3. основной
6. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего гидроксида:
1.А зота 2. бора 3.бериллия 4. углерода
7. Схема превращения N-3→ N+2 соответствует химическому уравнению:
1. NH3 + HCl = NH4Cl
2. N2 + 3H2 = 2NH3
3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
8. Формула вещества, реагирующего с разбавленной серной кислотой:
1. О2 2. CaO 3. Cu 4. CO2
9. Элементом Э в схеме превращений Э → Э2О → ЭОН является:
1. барий 2. серебро 3. литий 4. углерод
10. А8. В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?
1) Cl2, NH3, HCl 2) HBr, NO, Br2 3) H2S, H2O, S8 4) HI, H2O, PH3

ОТВЕТ: оформить:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Часть Б. Задания со свободным ответом.
11. (8 баллов) Напишите уравнения реакций между растворами гидроксида элемента с порядковым номером №19 и водородного соединения элемента с порядковым номером №35 в Периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.
12. (8 баллов) В приведенной схеме H2S + O2 = H2O + S определите степень окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
13. (4 балла) Составьте уравнение химической реакции между оксидом меди(II) и водородом соответствующей схеме Cu+2 → Cu0. Укажите окислитель и восстановитель.
14. (6 баллов) Тепловой эффект реакции горения серы равен 297 кДж. Какая масса серы сгорела, если выделилось 742,5 кДж теплоты. Термохимическое уравнение:
S+O2 = SO2 + 297 кДж
15. (4 балла) По уравнению реакции 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 рассчитайте объем хлора (н. у.), необходимого для получения 0,1 моль хлорида алюминия

Максимальное количество баллов – 40 баллов
Часть А – до 24 баллов «3»
+ часть Б 24 - 34 балла «4»
Выше 34 баллов - «5»

МОЙ адрес lsklarova9@gmail.com
Обязательно указываем свою фамилию, а не только свой электронный адрес
ВНИМАНИЕ!!!
Указываем Обязательно Ф.И. Сроки сдачи
.Конспект Фотографию конспекта и решенных заданий прислать 03/11
до 15.00

Контрольная работа. принести в школу на вахту обязательно!!!!
02/11
до 17.00
Категория: 9 классы | Добавил: olinkevich2009 (02.11.2021)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
avatar