05.05.2022 Литература 9-Б класс
Добрый день, ребята! Мы продолжаем работать с произведением "Фауст" Гете. 1. Проверим знание текста Тест 2. Обзор сцен 12, 19,25 первой части. Образная антитеза Фауст – Маргарита. Особенности реализма трагедии, роль условности и фантастики. "Вечные образы" мировой литературы. В чем смысл жизни человека. (Опера Гуно "Фауст", ария Маргариты) "Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!" "Фауст" И.В.Гете – представитель просветительского реализма. Что характерно для этого метода? Это приближение литературы к современной действительности и правдивое ее отражение. Это критическое освещение современной писателю жизни; отказ от революционных преобразований жизни, ориентация на перевоспитание человека, перестройку его сознания. В своей трагедии Гете уделяет много места теме любви, как источника нравственного перевоспитания своего героя. Именно через любовь к Маргарите, а потом к Елене он дорисовывает облик Фауста. Своеобразным прологом к теме любви в "Фаусте" могут послужить лирические стихи Гете. Слушаем их. (Читают стихи "Свидание и разлука", "Майская ночь") В нескольких сценах 1 части Гете рассказывает о трагической судьбе Маргариты, ставшей, по замыслу Мефистофеля, жертвой Фауста. Совращение девушки продумано чертом. Фауст якобы случайно знакомится с Маргаритой, он хочет ее проводить, но она убегает. Мефистофель подкладывает ей подарок, он попадает в руки пастора (священнослужителя). Второй подарок Маргарита утаивает от матери и, по совету Марты, соглашается тайно встретиться с Фаустом. Так Мефистофель совращает наивную, чистую девушку. Маргарита воспитана в домостроевских (строгих) традициях, основанных на вере. Фауста привлекает в Маргарите, прежде всего ее спокойная и ясная душа, искренность. Он не замечает того, что она вместе с тем пассивная представительница мещанской среды. Маргарита не ищет сама и не помогает Фаусту искать выход из ненавистного ему обывательского мира, напротив, она привязывает его к нему. Сейчас мы познакомимся со сценами 12, 19, 25, в которых наиболее полно раскрывается нравственный облик героев. (Читают по ролям сцену 12. Начало до слов Маргариты: "Да, я ее вскормила, воспитала ... " стр. 168–170. От слов Фауста: "Так ты меня сейчас, мой ангелок, узнала ... " до слов Марты "Смеркается ... " стр. 172–174.) – Какова Маргарита по первому впечатлению? (Отвечают: Скромная труженица. Фауст называет ее ангелом, прекрасной. Он сразу говорит ей, что ценит в ней "невинность, простоту, смиренье, скромность чувств невинную ... "). Фауст говорит Марго о своей любви, о том, что их "счастье будет бесконечно, а блаженство вечно". Но в этот момент он заблуждается. В любви к Марго он не находит счастья. Из его уст рвутся трагические слова, говорящие о его неудовлетворенности: "Для человека, вижу я теперь, нет совершенного", (стр.179), а чуть позднее: "В душе моей давно огонь не блещет". (стр. 196) В сцене 19 Гете вводит новый персонаж – брата Маргариты, солдата Валентина. В своем монологе он полностью выражает свои чувства. (Читаем: до слов "Не скажешь им, что это ложь!" стр. 195–196.) – Как вы думаете, в чем причина страданий Валентина? (Отвечают: Валентин страдает от своего бессилия перед молвой, которая осудила Маргариту за незаконную любовь к Фаусту. Валентин страдает еще и потому, что раньше он мог гордиться своей сестрой, а теперь ему стыдно за нее.) Фауст, пришедший на свидание к Марго, смертельно ранит Валентина на поединке. (Читаем: конец сцены 19 от слов Валентина "Я умираю. Так легко сказать ... " до конца сцены стр. 200–202.) Умирая, Валентин говорит Марго об ожидающей ее трагичной участи: грешницу ждет всеобщее презрение. И как мастерски Гете только в двух репликах Маргариты подтверждает ее согласие с братом. Сначала она говорит: "О боже! Брат мой, что такое?" После его монолога – "О муки ада! Брат мой, брат!" Гете вкладывает эти слова в ее уста согласно средневековому поверью: праведники обращаются за помощью к силам небесным, грешники – к силам ада. Так Марго признала перед людьми свой грех. Это же подтверждает сцена 20: под давлением угрызений совести Марго падает без сознания в соборе. (Читаем: из последней 25 сцены 1 действия. Марго в тюрьме, к ней приходит Фауст, чтобы увести ее и спасти. им руководит скорее чувство долга, чем любви. От слов Марго "Так это ты? Наверно это ты? До конца стр. 229–235.) – Виновен ли Фауст в трагедии Гретхен? (Виновен, потому что, любя Маргариту, хотел быть счастливым прежде всего сам, думая только о себе.) Обратите внимание на то, Фауст всегда исчезает в самый трагический для Маргариты момент: он бросает ее с тяжело раненым братом; дает яд ее матери; в тот момент, когда она должна решать судьбу их ребенка; в тюрьме перед казнью. Все это подтверждает эгоизм Фауста. – Как вы понимаете чувство ответственности, долга за тех, кого вы любите? (ответ произвольный, дискуссионный) – Теперь подумайте, можно ли, сказать, что любовь Марго сделала Фауста лучше, "окрыляла его"? Что значит выражение "любовь не дает крыльев"? (Ответ: Любовь к Маргарите не могла "окрылять" Фауста на искания, потому что она была ограниченным человеком. Ее удовлетворяло то малое, что она имела, не стремилась к другому, лучшему. В умственном отношении она была ниже Фауста и не могла его понять. Фауста удовлетворило в ней только плотская любовь, физиологическая.) Итак, эпизод с Марго важен был для Гете потому, что он смог показать, как в любви к обыкновенной, ограниченной девушке Фауст не нашел смысла своей жизни и не сказал своих "вещих слов". Автор показал, что из-за Фауста, лишенного чувства долга перед любимой, погибает Маргарита. В любви он был эгоистом, думая только о себе, поэтому потерял свое счастье и свою любимую. В этом эпизоде Гете, несомненно, осуждает своего героя. Домашнее задание Вопрос: Если я Фауст, то в чем я буду искать смысл своей жизни? (К письменному ответу подготовиться) Выписать и выучить из прочитанных глав афоризмы Гете. | |
| |
Просмотров: 150 | |
Всего комментариев: 0 | |