28.09. 9-е классы.Литература. Тема.М. В. ЛОМОНОСОВ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО (ОБЗОР). «ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРН
М. В. ЛОМОНОСОВ:
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО (ОБЗОР).
«ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ»

Основное содержание урока

Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…». Ода в актёрском исполнении.
ХОД УРОКА
I. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова.
М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха

Актуализация имеющихся знаний о М. В. Ломоносове:

— Вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Какие факты биографии М. В. Ломоносова вы считаете самыми важными?

— Какие его произведения вы уже изучали? Каковы их главные мысли?

— Соотнесите цитаты из произведений М. В. Ломоносова с их названиями:

Цитата
Произведение
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, / Я правду докажу, на Солнце не бывав»
«К статуе Петра Великого» (2)
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски
«Случились вместе два астронома в пиру…» (1)
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (3)

II. Примерный план рассказа о М.В.Ломоносове.

1. Юность М. В. Ломоносова: жажда знаний и годы ученичества.

2. Профессор химии. Ломоносов — учёный.

3. Широта научного диапазона русского учёного.

4. Деятельность по «утверждению наук в отечестве».

5. Поэтическая деятельность Ломоносова.
Чтение «Преложения псалма 14», «Лишь только дневной шум замолк…», «Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» и др. (по выбору учащегося).

6. Взгляды Ломоносова на русское стихосложение. Теория «трёх штилей». Ломоносов — реформатор русского литературного языка и стиха.

7. Главная преобразовательная сила — человеческий разум, которым Бог наделяет просвещённых людей.

Вопросы для обсуждения на уроке:

1. Какие черты личности М. В. Ломоносова проявились в годы его учения?

2. Какие естественно-научные открытия принадлежат Ломоносову?

3. Какие литературные жанры освоил в своём творчестве Ломоносов? (См. http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/toc.htm.)

4. В чём сущность реформы стихосложения, проведённой Ломоносовым?

5. В чём прогрессивное значение теории «трёх штилей»?

6. Вопросы 4—5 из раздела учебника «Проверьте себя».

7. Почему поэт считал разум преобразовательной силой общества?

III. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…».:

Работа над вопросами после чтения оды «Вечернее размышление…».

1. Строфы 1—2.

О какой бездне пишет Ломоносов?

Какую оценку человеку он даёт?

В каких отношениях, по его мнению, находятся человек и Вселенная?

Какие слова отличаются от современного языка и норм речи?

Какую стилистическую окраску они придают тексту?

Строфы 3—4.

Прокомментируйте слова и выражения:
множество светов, несчётны солнца, круг веков, натура, с полночных стран.

В чём состоит закон устройства природной жизни?

Какие чувства вызывает у автора это Божественное мироустройство?

3. Строфы 5—6.

Прокомментируйте слова и выражения:
зрак, книга вечных прав, естества устав, мятёт.

Какие вопросы и с какой целью задаёт поэт?

Как он выражает своё восхищение величием Бога?

Почему перед могуществом Вселенной он испытывает и восторг, и ужас?

4. Строфы 7—8.

Прокомментируйте слова и выражения:
спорит жирна мгла с водой, верьхи, эфир, окрест, несведом тварей вам конец.

В чём, по мнению Ломоносова, величие Творца?

Какие философские выводы делает автор?

Докажите, что оду можно воспринимать как гимн человеку. Обоснуйте свой ответ.

IV. Практическая работа.
Составление плана и подбор цитатных примеров к данной в учебнике интерпретации оды «Вечернее размышление…»

План и подбор цитатных примеров к данной в учебнике интерпретации оды «Вечернее размышление…»
Пункты плана
Примеры
1. Божественные законы мироустройства

2. Ничтожество и величие человека

3. Диалектика отношений человека к Вселенной, сотворённой Богом

4. Патриотический пафос оды Ломоносова

5. Философский характер оды


Заполнение таблицы цитатными примерами может быть завершено дома.

Итоговые вопросы:

-В чём, по-вашему, главные заслуги Ломоносова перед Россией?

-Почему его имя вызывает чувство гордости у его соотечественников?

-Какова тема и главная мысль оды «Вечернее размышление…»?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1.Составить краткий конспект статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов».

2.Выучить наизусть фрагмент оды «Вечернее размышление…» (не менее четырёх строф).

3.Завершить заполнение цитатной таблицы.

4.Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение о деятельности императрицы Елисаветы Петровны с использованием ресурсов Интернета.
Категория: 9 классы | Добавил: bibikova0511 (28.09.2022)
Просмотров: 377 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar