31.05 9-Б родная литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Ход занятия
Эпиграф «Так их остаётся мало, Так им всем недолго жить…» М.Матусовский.
I. Организационный момент.
-Наша память… она живая. Как вы много знаете о судьбах своих дедушек, прадедушек? Знаете, на каких фронтах они воевали, какие ранения получили, какие имеют награды? Тема Великой Отечественной войны –животрепещущая тема. Память о ней поднимает и очищает человеческую душу.
II. Мотивация учебной деятельности.
-Давайте представим себе огромный храм, тёмный и мрачный. И вот в этом храме зажгли свечу - она тоненькая, маленькая, но её живой огонёк трепещет, не сдаётся. Он живой. Кто же зажёг свечу нашей памяти? Конечно, писатели, которых мы читаем и любим. Один из них – Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный рассказ «Красное вино победы».Так кто же он Евгений Носов?
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово преподавателя.
Е.Носов – участник Великой Отечественной войны, один из талантливых и самобытных писателей нашего времени, гуманист и романтик. Вера в человека, в его талантливость и нравственную чистоту помогала писателю быть предельно правдивым в изображении жизни своих современников. Жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок – у нас Урок-память, Урок-благодарность, преклонение перед подвигом, Урок-размышление.
Чтобы лучше понять творчество любого писателя, надо знать его биографию. И сейчас вас познакомят с жизнью и творчеством Евгения Ивановича Носова.
Евгений Иванович Носов (1925—2002) — русский советский писатель. Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Евгений Носов родился 1 января в селе Толмачеве под Курском. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.
В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, где работал в газете «Семиреченская правда» художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия», где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
Через три года после смерти писателя, в Курске, в небольшом сквере (на углу улицы Челюскинцев) неподалёку от дома, где жил Евгений Носов, был установлен памятник работы мастерской курского скульптора, заслуженного художника РФ Владимира Бартенева.
Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская.
В 1957 году — первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1959 году он написал прекрасное произведение «Кукла», которое стоит прочитать, чтобы понимать его отношение к хулиганству и многим вещам.
В 1961 году поступил на Высшие литературные курсы в Москве. В 1962 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем
Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.
Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году — книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году — книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году — повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году — книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».
Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времён Второй мировой войны. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом.

Евгений Иванович Носов принимал непосредственное участие в боях Великой Отечественной войны и собственно в рассказе «Переправа» писатель знакомит нас с одним из фронтовым случаев, свидетелем которого он был.
Сюжет развивается в момент переправы советских войск через реку. Неширокая понтонная переправа не позволяла войскам быстро продвигаться и начальник переправы следил за порядком.
При проезде обоза, начальник переправы останавливает повозку, в которую был впряжен верблюд. Он не пропускает верблюда, ссылаясь, что это будет позорить Красную армию.
К переправе подъезжает командующий фронта Рокоссовский, который выслушав ездового, разрешает ему ехать на верблюде. В конце командующий дает распоряжение о представлении ездового к награде.
Тема этого рассказа – тема войны, в которой кроме боевых действий были и вполне мирные случаи, в которых люди остаются людьми, забывая, что их снова ожидают тяжелые сражения с врагом.

Этот небольшой рассказ Евгения Алексеевича Носова посвящен случаю на переправе через реку во время Великой Отечественной войны.
Советские войска освободили от немецко-фашистских захватчиков свою родную землю и вступали на территорию Европы.
На понтонной переправе царила суматоха. Пехота, машины, повозки с оружием и ранеными. В любой момент могли налететь вражеские бомбардировщики.
Командовал переправой капитан, из последних сил пытавшийся навести на вверенном ему участке порядок. Верблюд, запряженный в повозку с оружием, переполнил чашу терпения капитана. Он отказывался пропускать животное "в Европу".
Ситуацию разрешил подъехавший к месту спора генерал Рокоссовский. Он приказал пропустить верблюда с грузом на мост и, узнав, что правит повозкой участник боев под Сталингрдом, удивился отсутствию боевых наград. Солдат заметил, что тем, кто в обозе, не положено, не на передовой ведь. Военнокомандующий отдал распоряжение о представлении воина к награде...
Тема: война.
Идея: советский народ сражался за свободу своей Родины, не думая о наградах. Вклад каждого советского человека в борьбу с врагом, как на фронте, так и в тылу, был бесценен и приближал Великую Победу.

Содержание, тема и идея рассказа Евгения Ивановича Носова
(годы жизни - с 1925 по 2002) под названием «Переправа» следующие.

Шла Великая Отечественная война, советские войска подошли к польской границе.
На понтонной переправе была суматоха, и вдруг начальник переправы
увидел верблюда, перевозившего пулемёты. Он отказался пропускать животное
якобы для того, чтобы не выставлять советских солдат на посмешище в Европе.
В это время к переправе подъехал Рокоссовский и, тоже заметив верблюда, направился к нему.
Ездовой рассказал главнокомандующему о том, что это неприхотливое и выносливое животное
шло с ним от самого Сталинграда.
Рокоссовский дал распоряжение пропустить верблюда, а солдата представить к награде.
Итак, жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок – у нас Урок-память, Урок-благодарность, преклонение перед подвигом, Урок-размышление. Что такое подвиг? Является ли солдат Копёшкин героем? Вот на эти вопросы мы с вами на сегодняшнем уроке будем искать ответы.
Один из писателей военного поколения – Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасные произведения, об одном из которых мы сегодня поговорим - «Красное вино победы». Евгений Иванович принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны. О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел.
Эрнест Хемингуэй говорил: «Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели.»
Война — величайшая трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальна эта тема стала в двадцатом веке после двух мировых войн, которые унесли миллионы человеческих жизней. Война — это всегда экстремальная ситуация, все нравственные проблемы на войне обостряются.
Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу. «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…» – так написал о Носове его друг писатель-фронтовик Виктор Астафьев.
В основе рассказа Е. Носова "Красное вино победы" лежит реальный случай. В 1944 году автор служил в рядах армии Рокоссовского, был тяжело ранен. Конец войны он провел в госпитале. Эти события, глубоко ранившие его душу, нашли отражение на страницах произведения.
В рассказе «Красное вино Победы» главное внимание автора уделяется рассуждению о страшной и непомерной цене великой жертвы, которую принёс русский народ, завоевав Победу, о невосполнимости человеческих утрат – как частных, так и общенародных. Таким образом, писатель ставит проблемы общечеловеческие.
Небольшой по объему рассказ талантливого писателя ставит на пьедестал русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования.
3). Особенности изображения войны в рассказе.
« О войне написано много», - сказал однажды Евгений Носов, - и мне хотелось бы углубить эту тему, исследовать солдатскую психологию». Он по-своему подходит к ней, всегда живо неисчерпаемо и волнующе. Вот поэтому в произведениях Носова о войне есть одна удивительная особенность, в них нет эпизодов самой войны. Ни батальных сцен, ни закулисных противоборств разведок и контрразведок, нет ни окопной, ни штабной правды. Но есть правда такая огромная, что она объединяет все другие правды своим горестным материнским объятием. Местом действия в этом рассказе он сделал не поверженный рейхстаг, не Потсдам, где была подписана капитуляция фашистской Германии, а далекий от фронта небольшой подмосковный городок Серпухов и ослепительно белую палату госпиталя. Этим автор и затрагивает самое может быть, заветное в своей памяти о войне - как он в феврале 1945 года был тяжело ранен под Кенигсбергом и встретил день Победы на казенной койке.
Композиция рассказа не отличается внешней сложностью, но у неё есть свои особенности. В сюжете практически нет событий в привычном смысле слова: в серпуховском госпитале весной 1945 года оказываются раненые бойцы, которые ждут окончания войны. Своеобразие рассказа в том и заключается, что Е.Носов не описывает перипетии солдатской жизни, а изображает процесс ожидания. Внешние события заменяются ожиданием победы, её предчувствием.
С первых же страниц рассказа чувствуется, что много сокровенного намеревался вложить писатель в образы своих героев. Поначалу раненым войны белизна и тишина госпиталя кажутся неправдоподобными, но постепенно они начинают привыкать к этому, их путь сюда не просто длинный, но и тяжелый: восточно-прусские укрепления, прорыв. Мазурские болота, промозглость сырых ветров и едких туманов Балтики, чахлый вереск на чужой земле, с которой пострадавших отправляют в тыл. Особенно поражает сосновая роща, являющаяся операционной. Конечно же, хирург, несмотря на сильную усталость, делает свое благое дело умело, правильно. Люди остаются инвалидами, иного выхода нет. « Пока он приводил руки в порядок, одна из сестер подхватывала и уносила таз, где среди красной каши из мокрых бинтов и ваты иногда пронзительно - восково, по-куриному, желтела чья-то кисть, чья-то стопа... Мы видели все это, с нами не играли в прятки, да и некогда было и не было условий, чтобы щадить нас милосердием», - эти строчки трогают, проникают в самую душу и вызывают неизмеримый ужас. Пережившие такие кровавые события эти люди с трепетаньем в сердце ждут дня Победы. Они давно мечтали о нем, сражались за него. Щемящая тоска по Родине, чувство любви, печали, неясной вины перед отчим домом, краем прозвучат в рассказе. Раненые в палате будут вспоминать родные свои места - и Волгу, и Сибирь, и Молдову, и Мезень, и спорить, чьи края красивее и лучше во всех смыслах. И даже закованный в гипсовый панцирь Копешкин попытался что-то сказать о своей пензенской деревеньке, где остались его жена и двое ребятишек. Но не вышло так как он хотел. А все равно и без слов понимаешь, что это на первый взгляд ничем не примечательное место, самое дорогое, любимое для Копешкина. Изредка в этом рассказе бросается в глаза та или иная деталь окопного быта.
Неспешно развивающееся повествование, всё увеличивающее напряжение ожидания победы, вдруг ускоряется и стремительно мчится к кульминации. Наконец, приходит радостный и счастливый для всего русского народа день. Приезд начальника госпиталя полковника Туранцева по прозвищу Дед, обрывки фраз, неожиданные указания сменить бельё, заколоть кабана, отыскать к обеду вино — всё свидетельствует о Победе.
Явился старичок с фотоаппаратом и нацеливал его на увечных, загипсованных солдат таким образом, чтобы на снимке они получились бы целыми и невредимыми. Все это лишь внешние приметы праздника. И не случайно, что этот прекрасный день еще и день скорби, горя. Смерть Копешкина - единственная смерть в этой палате, но не в целой России, сколько же жизней унесла война! Крик женщины, наполненный отчаянием и болью, во время праздника - это крик души, передающий тревожную неизвестность как жить дальше: « Ой, да сиротинушки вы мои беспонятыи-и-и!- продолжала вскрикивать женщина - Да как же я теперь с вами буду! Что наделала война распроклятая, что натворила! Нету нашего родимова-а-а...» Этот вопрос задают все, кого коснулась война. Пьют за победу и будущую жизнь они красное вино победы. В их души вселилась даже не надежда, а вера и убежденность в лучшее - справедливость, добро, мир на Земле. Большой эмоциональной силой обладает эпизод, описывающий, как сапер Михай, позабыв, что у него нет рук, начал ловить брошенный ему букет. Он вызывает чувство сострадания, благодарности к этому человеку за его отвагу, смелость, храбрость.
Внимание писателя сосредоточивается на внутренних переживаниях героя: “Я вдруг остро ощутил, что госпитальные часы отбили какое-то иное, новое время… Что-то враз обожгло меня изнутри, гулкими толчками забухала в подушку напрягшаяся жила на моём виске”.

4. Анализ рассказа.
1. Беседа - УСТНО
-Давайте мысленно перенесёмся далеко-далеко и во времени и в пространстве.
-Когда происходит действие в рассказе?
-Где происходит действие?
-Кто такой герой?
-Что такое подвиг?
Итог занятия
1. Беседа.- УСТНО
- Как вы понимаете выражение: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить он долго будет. Уж больно раскочегарено…» Что же будет чадить?
Чем дальше от нас та страшная война, тем больше мы осознаём цену великого народного подвига и страшную цену Победы. Всё меньше и меньше убелённых сединами людей приходят в Дни Победы к памятникам погибших. Сейчас называют 27 миллионов погибших в годы войны и более 3 миллионов неопознанных солдат. Но они живут… где?
(В нашей памяти, в сердцах людей).
Человеческая благодарность погибшим – это память живых. Евгений Носов – один из талантливейших и самобытнейших наших писателей, гуманист и романтик, воевавший, тяжело раненный, с полным правом может сказать о себе - ПРОЧТИТЕ
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны…
Уже меня не излечить
От той зимы…
И с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить…
Рассказ Е.И.Носова «Красное вино победы» глубоко символичен. Опьяняющая радость Победного утра сопровождается суровой песней начала войны: «Вставай, страна огромная!..» и слезами женщин и детей. Вино, которое дали всем раненым в госпитале, символизирует кровь, пролитую на войне, и великую жертву, принесённую целым народом. Как сладок вкус победы и как горек вкус утраты. Красное вино — символ, отражающий "две стороны монеты": обретая что-то одно, мы теряем другое. Вопрос в том, готовы ли мы (и стоит ли) жертвовать самым дорогим ради выигрыша, ради славы? Автор отвечает на это так: "Оставшееся в стакане вино он разнес по койкам, и мы выпили по глотку. Теперь оно показалось таинственно-темным, как кровь".
Обрубленные войной руки Михая, протянутые навстречу кинутому в окно палаты букету, - это тоже символ. Так же, как рисунок деревенского домишки, напоминающий умирающему Копёшкину о родном доме. Долгожданный День Победы – это праздник-поминки, объединяющий всех.
Цените жизнь такой, какая она есть. Оглянитесь вокруг: родные места, лес, дорога, ручеек, знакомый запах, шум листвы! Вы чувствуете? Разве вы не счастливы? Ощутите красоту мира сейчас, пока жизнь не заставит вас с ней расстаться, и вы поймете, что "величайшие истины — самые простые".
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «О чём заставляет нас задуматься рассказ Е.Носова «Красное вино победы»?»
Категория: 9 классы | Добавил: petrovna1962 (30.05.2022) | Автор: Галина Петровна E
Просмотров: 87 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar