Олимпиадные задания по литературе
Олимпийское движение сегодня, пожалуй,
сильнейшая движущая сила в мире.
Эвери Брендедж

Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём любования словом! Днём квалифицированного читателя! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете!
Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня литературной компетенции, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и выразительно читать наизусть текст художественного произведения!
Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам дать правильные ответы на литературные задачи, грамотно проанализировать отрывки из произведений русских классиков, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными сочинениями и ярким художественным чтением (где оцениваются общая техника речи, интонирование чтения и невербальные средства выразительности). Помните, что художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.
На выполнение заданий этого этапа отводится три часа (180 минут).
На сайте Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования http://www.donippo.org/ и блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены варианты ответов и ключи на задания муниципального/межлицейского этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе.
Вы сможете вместе с педагогом-наставником провести совместный анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования.
Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по литературе!

Итак, начинаем!


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАДАНИЯ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
2019-2020 учебный год
ЛИТЕРАТУРА
9 класс
Год русского языка в Донецкой Народной Республике
Мощь, мудрость и красота литературы
открываются во всей широте только перед человеком
просвещённым и знающим.
К.Г. Паустовский
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. Мотивы лирики А.С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики (1б.*5=5 баллов).
1) «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник». а) Тема поэта и поэзии;

2) «Три ключа», «Дар прекрасный, дар случайный», «Цели нет передо мною», «Кавказ», «Бесы». б) вольнолюбивая лирика;

3) «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне», «К***», «В последний раз твой образ милый». в) любовная лирика;

4) «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы».
г) тема одиночества;

5) «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня», «Дурацкий колпак». д) философская лирика.
2. Определите, что такое кульминация и что именно является кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2б.+2б.=4 балла).
1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.
2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.
3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта. 1. Дуэль Онегина и Ленского.
2. Объяснение Татьяны в любви Онегину.
3. Бал в доме Лариных.
4. Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя.

3. Определите стихотворный размер отрывков из произведений М. Ю. Лермонтова (1б.*5=5 баллов).
1) Ямб а) Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
2) Хорей б) Над морем красавица-дева сидит;
И к другу, ласкаяся, так говорит...
3) Анапест в) Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций.
4) Амфибрахий г) Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка...
5) Дактиль д) Будь со мною, как прежде бывала;
О, скажи мне хоть слово одно;
Чтоб душа в этом слове сыскала,
Что хотелось ей слышать давно...
4. Определите тип рифмовки (3 балла).
1) Перекрёстная а) В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»
Фыркает конь и усами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывёт.
2) Параллельная б) Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой
Он забывал огонь небесный.
3) Кольцевая в) Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
5. Охарактеризуйте рифмы (1б.*4=4 балла).
1. Вдохновенный — священный.
2. Молвой — головой.
3. Бросить — покосит.
4. Темнотой — больной.
6. Определите писателя по фактам биографии (1*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность двумя фактами из его жизни (0,5*2*3=3 б.) и назовите два его произведения (0,5*2*3=3 б.) (9 баллов).
А) Родился в 1766 году в Симбирске, в семье провинциальных дворян. Получил хорошее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После окончания школы познакомился с И.П. Тургеневым, который ввел его в среду масонов. Стал писать для московских журналов.
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)
Б)
Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).
В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)
В) Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет.
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Изучив «облако слов», определите название произведения (2 б.), вспомните его жанр (2 б.), автора (2 б.). Какой юбилей писателя мы отмечаем в 2019 году? (1 б.) Назовите три произведения этого автора (3 б.).


8. Проведите культурологический анализ.
Вспомните название картины (4 б.). Черты какого художественного направления воплотились в этой картине? (5 б.) Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы (5 б.). Назовите известных вам русских поэтов ХІХ века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (не менее 3-х). (2б.*3=6 б.) (20 баллов)
картина "Девятый вал"( к сожалению не размещается)


III -й уровень. Творческое задание (1 задание – С15 б.+ЯО15 б.=30 баллов)
9. Напишите-сочинение-рассуждение (1 стр.)

Когда я читаю строки из стихотворения А.С. Пушкина (М. Ю. Лермонтова)

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть
10. Художественное чтение.
Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.
P.S. Всего 100 балло
Категория: 9 классы | Добавил: alzevsk (26.10.2020) | Автор: Стороженко Л.П.
Просмотров: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar