Олимпиадные задания по литературе
Олимпийское движение сегодня, пожалуй, сильнейшая движущая сила в мире. Эвери Брендедж Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём любования словом! Днём квалифицированного читателя! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете! Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня литературной компетенции, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и выразительно читать наизусть текст художественного произведения! Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам дать правильные ответы на литературные задачи, грамотно проанализировать отрывки из произведений русских классиков, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными сочинениями и ярким художественным чтением (где оцениваются общая техника речи, интонирование чтения и невербальные средства выразительности). Помните, что художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. На выполнение заданий этого этапа отводится три часа (180 минут). На сайте Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования http://www.donippo.org/ и блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены варианты ответов и ключи на задания муниципального/межлицейского этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе. Вы сможете вместе с педагогом-наставником провести совместный анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования. Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по литературе! Итак, начинаем! МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗАДАНИЯ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 2019-2020 учебный год ЛИТЕРАТУРА 9 класс Год русского языка в Донецкой Народной Республике Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед человеком просвещённым и знающим. К.Г. Паустовский I-й уровень (6 заданий = 30 баллов) 1. Мотивы лирики А.С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики (1б.*5=5 баллов). 1) «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник». а) Тема поэта и поэзии; 2) «Три ключа», «Дар прекрасный, дар случайный», «Цели нет передо мною», «Кавказ», «Бесы». б) вольнолюбивая лирика; 3) «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне», «К***», «В последний раз твой образ милый». в) любовная лирика; 4) «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы». г) тема одиночества; 5) «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня», «Дурацкий колпак». д) философская лирика. 2. Определите, что такое кульминация и что именно является кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2б.+2б.=4 балла). 1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения. 2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт. 3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта. 1. Дуэль Онегина и Ленского. 2. Объяснение Татьяны в любви Онегину. 3. Бал в доме Лариных. 4. Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя. 3. Определите стихотворный размер отрывков из произведений М. Ю. Лермонтова (1б.*5=5 баллов). 1) Ямб а) Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. 2) Хорей б) Над морем красавица-дева сидит; И к другу, ласкаяся, так говорит... 3) Анапест в) Приди ко мне, любезный друг, Под сень черемух и акаций, Чтоб разделить святой досуг В объятьях мира, муз и граций. 4) Амфибрахий г) Чисто вечернее небо, Ясны далёкие звёзды, Ясны, как счастье ребёнка... 5) Дактиль д) Будь со мною, как прежде бывала; О, скажи мне хоть слово одно; Чтоб душа в этом слове сыскала, Что хотелось ей слышать давно... 4. Определите тип рифмовки (3 балла). 1) Перекрёстная а) В море царевич купает коня; Слышит: «Царевич, взгляни на меня!» Фыркает конь и усами прядет, Брызжет и плещет и дале плывёт. 2) Параллельная б) Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И утомленный и немой Он забывал огонь небесный. 3) Кольцевая в) Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. 5. Охарактеризуйте рифмы (1б.*4=4 балла). 1. Вдохновенный — священный. 2. Молвой — головой. 3. Бросить — покосит. 4. Темнотой — больной. 6. Определите писателя по фактам биографии (1*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность двумя фактами из его жизни (0,5*2*3=3 б.) и назовите два его произведения (0,5*2*3=3 б.) (9 баллов). А) Родился в 1766 году в Симбирске, в семье провинциальных дворян. Получил хорошее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После окончания школы познакомился с И.П. Тургеневым, который ввел его в среду масонов. Стал писать для московских журналов. Два факта из жизни: а) б) Два произведения: а) б) Б) Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… Два факта из жизни: а) б) Два произведения: а) б) В) Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Два факта из жизни: а) б) Два произведения: а) б) II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов) 7. Решите литературную задачу. (10 баллов) Изучив «облако слов», определите название произведения (2 б.), вспомните его жанр (2 б.), автора (2 б.). Какой юбилей писателя мы отмечаем в 2019 году? (1 б.) Назовите три произведения этого автора (3 б.). 8. Проведите культурологический анализ. Вспомните название картины (4 б.). Черты какого художественного направления воплотились в этой картине? (5 б.) Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы (5 б.). Назовите известных вам русских поэтов ХІХ века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (не менее 3-х). (2б.*3=6 б.) (20 баллов) картина "Девятый вал"( к сожалению не размещается) III -й уровень. Творческое задание (1 задание – С15 б.+ЯО15 б.=30 баллов) 9. Напишите-сочинение-рассуждение (1 стр.) Когда я читаю строки из стихотворения А.С. Пушкина (М. Ю. Лермонтова) IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть 10. Художественное чтение. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов) Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков. P.S. Всего 100 балло | |
| |
Просмотров: 261 | |
Всего комментариев: 0 | |