Олимпиада по литературе 7- 11 классы.Задания
Уважаемые участники школьного этапа
Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой народной Республики
по литературе
в 2020-2021 учебном году!

Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете!
Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня литературной компетенции, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и выразительно читать наизусть текст художественного произведения!
Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам дать правильные ответы на литературные задачи, грамотно проанализировать отрывки из произведений русских классиков, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными сочинениями и ярким художественным чтением (где оцениваются общая техника речи, интонирование чтения и невербальные средства выразительности). Помните, что художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.
На выполнение заданий этого этапа отводится три часа (180 минут).
Работу выполняем на двойных листах, пронумерованных постранично.
Титульную страницу подписываем следующим образом:
Работа
участника школьного этапа
Республиканской олимпиады
по литературе
учащегося(-щейся) _____ класса
МОУ «Школа№18 г.Тореза»
________________________
(ФИО в родительном падеже)
На последней строке укажите:
Учитель_____________________

Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по литературе!

Внимание! Задание №10 перешлите своему учителю в видео формате
Итак, начинаем

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
2020-2021 учебный год

ЛИТЕРАТУРА
7 класс

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…
К. Г. Паустовский
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Ответьте на вопрос. Вслед за литератором В. Ф. Одоевским его называют «солнцем русской поэзии»; он писал сказки, стихи, поэмы, повести, романы. (1 б.) Какой его юбилей мы отмечаем в 2019 году? (1 б.) Назовите два произведения разных жанров этого писателя (2 б.). Процитируйте строфу из любимого произведения этого автора (2 б.) (6 баллов).

2. Рассмотрите это «облако слов». Определите произведение (1 б.), его жанр (2 б.) и автора (1 б.). Назовите ещё одно произведение этого писателя (1 б.). Какой его юбилей мы отмечаем в этом году? (1 б.) (5 баллов).



3. Прочитайте «облако слов». Узнайте название стихотворения (1 б.), его автора (1 б.) Какой юбилей этого писателя отмечается в 2019 году? (1 б.) Процитируйте любимое стихотворение этого автора (1 строфа) (2 б.) (5 баллов).


4. Определите в четверостишии вид рифмовки (6 баллов).
а) ...Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна...
б) ... Слыхали ли вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали,
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой...
в) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор...

5. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки, с примерами из текста (повесть «Детство» М. Горького) (0,5б.+0,5б.*3=3 балла).

а) «Говорила она» 1. Сравнение
б) «слова, похожие на цветы» 2. Инверсия
в) «ласковые, яркие, сочные слова» 3. Эпитет
г) «до неё как будто спал я»
д) «тёмные, как вишни, зрачки»
е) «молодое и светлое лицо»

6. Укажите автора (1 б.) и жанр произведения (1 б.). Как называются эти финальные строки в произведении данного жанра? (1 б.) Назовите одно произведение этого писателя (1 б.). Какой юбилей автора отмечается в 2019 году? (1 б.) (5 баллов).
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
***
У сильного всегда бессильный виноват,
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем…

II -й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Узнайте по описанию фамилии трёх писателей-юбиляров 2019 года (в сумме им исполнилось 635 лет!). И фамилию четвёртого, произведение которого имеет отношение к русскому языку. Все их фамилии начинаются с согласных, которые есть в слове «полиглот».
Первый из них изо всех времён года более всего любил осень, и чем хуже она была, тем для него было лучше; ему принадлежат известные слова: «Чтение – вот лучшее учение».
Второго природа одарила разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью – виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле. Пел арии, сочинял музыку (например, к своей «Казачьей колыбельной»), рисовал и писал маслом картины. Лихо решал сложные математические задачи. Слыл сильным шахматистом. Владел несколькими иностранными языками. Был образован, начитан. Имел гениальный поэтический талант.
Третий в «Авторской исповеди» писал: «Автор, творя творение своё, должен почувствовать и убедиться, что он исполняет тот долг, для которого он призван на Земле, для которого именно даны ему способности и силы, и что, исполняя его, он служит в то же самое время также государству своему».
Четвёртый был юбиляром в прошлом году. Кто он и к кому или чему обращается: «…во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка»?

8. Прочитайте начало баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Используя выделенные слова и их значения, составьте связный культурно-исторический комментарий к данному фрагменту, ответив на вопросы. (20 баллов).

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их сёлы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег. Вопросы и задания
1. Что вы знаете о князе Олеге? (3 б.)
2. Кто такие хозары? (2 б.)
3. Что значит «в цареградской броне»? (2 б.)
4. Кто такой кудесник? (3 б.)
5. Почему эпитетом к слову «кудесник» служит «вдохновенный»? (2 б.)
6. Кто такой Перун? Почему кудесник покорен только ему? (4 б.)
7. Почему жанр произведение определён как песнь? (4 б.)

III -й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

9. Напишите сочинение-миниатюру (0,5 страницы) на одну из предложенных тем.

Моё любимое стихотворение А.С. Пушкина
Мой Лермонтов
Моя любимая басня И.А. Крылова

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.
P.S. Всего 100 баллов

ЛИТЕРАТУРА
8 класс
Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. Определите в четверостишиях виды рифмовки. Какого вида нет? (6 баллов).
а) ... Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты. 1) кольцевая
б) Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком? 2) параллельная
в) Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит. 3) перекрёстная
г) ...Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна...
д) ... Слыхали ли вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали,
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой...
е) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор...

2. Дайте определение понятию «житие» (1 б.) и приведите пример произведения этого жанра (1 б.). (2 балла).
3. Укажите автора (1 б.), название (1 б.) и жанр произведения (1 б.). Как называются эти финальные строки в произведении данного жанра? (1 б.) Назовите одно произведение этого писателя (0,5 б.). Какой юбилей автора отмечается в 2019 году? (0,5 б.) (5 баллов).
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
4. Знаете, что такое телекинез? Скажите, кто в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки» занимался телекинезом? (2 б.) Назовите два произведения Н.В. Гоголя разных жанров (2 б.) (4 балла).
5. Изучите «облако слов» «Звезда», определите название произведения (1 б.), его жанр (1 б.) и автора (0,5 б.). Какой юбилей этого писателя отмечают в 2019 году? (0,5 б.) Сформулируйте, в чём состоит главный конфликт произведения (2 б.); назовите литературное направление этого периода (1 б.) (6 баллов).


6. Напишите литературный диктант, дав ответы на вопросы (0,5 б.*14=7 баллов)
1. Трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге.
2. Повтор одинаковых звуков, слов или словосочетаний в начале строки, строфы, предложения.
3. Противопоставление, контраст.
4. Художественное преувеличение.
5. Непрямой порядок слов в предложении.
6. Противоположное гиперболе, преуменьшение.
7. Торжественное стихотворение, написанное возвышенным слогом, воспевающее кого-то или что-то.
8. Стихотворение, состоящее из 14 строчек (двух катренов и двух терцетов).
9. Стихотворение сатирического содержания, разоблачающее конкретное лицо или порок.
10. Образное определение.
11. «Грустная песня».
12. Герой стихотворения.
13. Двусложный стихотворный размер с ударением на второй слог.
14. Рифмовка ААББ.

II -й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
О каком русском писателе идёт речь? (5 б.)
«В детстве он стал свидетелем восстания Пугачева и чуть не погиб, так как его отец был помощником коменданта Яицкой крепости; в жизни был забиякой и драчуном, участником многих скандалов и литературных бунтов, обжорой и лентяем, но блестяще образованным человеком; известность приобрел в жанре, известном с античности; ему поставлен памятник в Летнем саду в Петербурге и на Патриарших прудах в Москве в окружении его героев»
В каком его произведении сумма трёх векторов равна 0? (5 б.) (10 баллов)
8. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» (1840). Выполните анализ лирического произведения, ответив на вопросы. (20 баллов)

Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания. 1. Композиционные особенности стихотворения (5 б.)
2. Темы и мотивы стихотворения (5 б.).
3. Средства поэтической выразительности (5 б.).
4. Стихотворный размер (5 б.).

III -й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов: 15 и 15 баллов)
9. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (от 0,75 страницы)

Моё любимое стихотворение А.С. Пушкина
Мой Лермонтов
Моя любимая басня И.А. Крылова

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.
10. Художественное чтение. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.


ЛИТЕРАТУРА
9 класс

Мощь, мудрость и красота литературы
открываются во всей широте только перед человеком
просвещённым и знающим.
К.Г. Паустовский
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. Мотивы лирики А.С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики (1б.*5=5 баллов).
1) «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник». а) Тема поэта и поэзии;

2) «Три ключа», «Дар прекрасный, дар случайный», «Цели нет передо мною», «Кавказ», «Бесы». б) вольнолюбивая лирика;

3) «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне», «К***», «В последний раз твой образ милый». в) любовная лирика;

4) «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы».
г) тема одиночества;

5) «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня», «Дурацкий колпак». д) философская лирика.
2. Определите, что такое кульминация и что именно является кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2б.+2б.=4 балла).
1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.
2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.
3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта. 1. Дуэль Онегина и Ленского.
2. Объяснение Татьяны в любви Онегину.
3. Бал в доме Лариных.
4. Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя.

3. Определите стихотворный размер отрывков из произведений М. Ю. Лермонтова (1б.*5=5 баллов).
1) Ямб а) Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
2) Хорей б) Над морем красавица-дева сидит;
И к другу, ласкаяся, так говорит...
3) Анапест в) Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций.
4) Амфибрахий г) Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка...
5) Дактиль д) Будь со мною, как прежде бывала;
О, скажи мне хоть слово одно;
Чтоб душа в этом слове сыскала,
Что хотелось ей слышать давно...
4. Определите тип рифмовки (3 балла).
1) Перекрёстная а) В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»
Фыркает конь и усами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывёт.
2) Параллельная б) Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой
Он забывал огонь небесный.
3) Кольцевая в) Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
5. Охарактеризуйте рифмы (1б.*4=4 балла).
1. Вдохновенный — священный.
2. Молвой — головой.
3. Бросить — покосит.
4. Темнотой — больной.
6. Определите писателя по фактам биографии (1*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность двумя фактами из его жизни (0,5*2*3=3 б.) и назовите два его произведения (0,5*2*3=3 б.) (9 баллов).
А) Родился в 1766 году в Симбирске, в семье провинциальных дворян. Получил хорошее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После окончания школы познакомился с И.П. Тургеневым, который ввел его в среду масонов. Стал писать для московских журналов.
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)
Б)
Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).
В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)
В) Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет.
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Изучив «облако слов», определите название произведения (2 б.), вспомните его жанр (2 б.), автора (2 б.). Какой юбилей писателя мы отмечаем в 2019 году? (1 б.) Назовите три произведения этого автора (3 б.).


8. Проведите культурологический анализ.
Вспомните название картины (4 б.). Черты какого художественного направления воплотились в этой картине? (5 б.) Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы (5 б.). Назовите известных вам русских поэтов ХІХ века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (не менее 3-х). (2б.*3=6 б.) (20 баллов)


Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)

III -й уровень. Творческое задание (1 задание – С15 б.+ЯО15 б.=30 баллов)
9. Напишите-сочинение-рассуждение (1 стр.)

Когда я читаю строки из стихотворения А.С. Пушкина (М. Ю. Лермонтова)

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть
10. Художественное чтение.
Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.
P.S. Всего 100 балло

ЛИТЕРАТУРА
10 класс

Литература – это совесть общества, его душа.
Д. Лихачев
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. На сколько родов и какие именно делятся произведения по способу изображения человеческой жизни? (1 б.) Назовите виды (жанры) каждого рода (3 б.) (4 балла).

2. Перечислите литературные направления и назовите представителя каждого направления (0,5 б.+0,5 б.*4=4 балла).

3. Назовите имя поэта, который так философствовал (2 б.), и одно из его стихотворений (1 б.); процитируйте автора (запишите одну строфу) (2 б.) (5 баллов).

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

4. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поп спрашивает мужиков: «В чем счастие, по вашему?» А потом даёт три составляющих, три элемента или состояния счастья. Какие? Назовите их (1б.*3=3 балла).

5. Перед Вами фрагменты литературных произведений. О каких литературных героях в них говорится? Назовите героя (1*3=3 б.), произведение (0,5*3=1,5 б.) и его автора (0,5*3=1,5 б.) (6 баллов).

А) Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном чёрном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка. Правда обед его состоял из двух или трёх блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою. Никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не осмеливался о том его спрашивать. У него водились книги, большею частию военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой.
Б) Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да ещё станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
В) <…> была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое её занимало, и ничто не удовлетворяло её вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время: её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть… Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днём, не спеша и лишь изредка волнуясь.

6. Дайте ответ на вопрос (30 слов) (8 баллов).

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов перед самоубийством говорит, что едет в Америку. Как Вы понимаете смысл этой реплики? (5 б.) В каких ещё произведениях русской литературы образ Америки имеет символическое значение? (не менее двух) (3 б.).

II-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу (10 баллов).
Дайте ответы на данные вопросы (8*0,5 = 4 б.). Из полученных ответов по принципу создания акростиха сложите ключевое слово (1 б.), дав ему толкование (2 б.), назовите автора (1 б.), произведение (1 б.) и героя художественного произведения (1 б.), тесно связанного с этим понятием (10 баллов).

1) Фамилия поэта-демократа, представлявшего гражданскую лирику в русской поэзии 19 века.
2) Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
3) Фамилия русского писателя, прославившегося тремя романами, начинающимися с буквы О.
4) Главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения.
5) Один из трёх литературных родов, жанрами которого являются элегия, послание, ода.
6) Первое слово в сатире М. Салтыкова–Щедрина на официальные летописные источники.
7) Название ключевого в развитии литературного произведения эпизода, с которого начинается развитие действия.
8) Троп, основанный на скрытом перенесении сходства – скрытое сравнение.

8. Выполните культурологический анализ.
Внимательно рассмотрите иллюстрации С.Г. Бродского к повести Н.В. Гоголя «Шинель» и ответьте на вопрос. Каким образом в иллюстрациях реализуется тема «маленького человека» и изображается одиночество главного героя? (100 слов) (20 баллов).

III -й уровень. Творческое задание (1 задание: С15 б. + ЯО15 б. = 30 баллов)

9. Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (250 слов).

«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала» (Ф.М. Достоевский)
Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)
«От пустых надежд человек сохнет» (Иммануил Кант)
«У зла есть дно, добро же – бездонно» (И.А. Гончаров)
«Старайтесь быть хорошим человеком, живущим сообразно с тем светом, который есть в вас…» (Л.Н. Толстой)

*Не забывайте о привлечении литературного материала

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.
10. Художественное чтение.

Кратко поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)

*Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.
Р.S. Всего 100 баллов


ЛИТЕРАТУРА
Чтение – это прежде всего сотворчество.
М. Цветаева
11 класс
I-й уровень (5 заданий = 30 баллов)
1. Назовите поэтов Серебряного века, с творчеством которых связаны данные предметы (0,5б.*6=3 балла).
а) муаровое платье
б) брабантские кружева
в) смычок и струны
г) ананасы в шампанском
д) чёртовы качели
е) шлейф, забрызганный звездами
2. Перед вами фрагменты литературных произведений. О каких литературных героях в них говорится? (0,5 б.*3=1,5 б.) Назовите героя, произведение (0,25 б.*3=0,75 б.) и его автора (0,25 б.*3=0,75 б.) (3 балла).
А) Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. <…> Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Б) <…> как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…»
В) Ужин кончался, и (он), сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. <…> Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
3. Определите писателя по фактам биографии (1б.*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность двумя фактами из его жизни (0,25 б.*2*3=1,5 б.) и назовите два его произведения (0,25 б.*2*3=1,5 б.) (6 баллов).
А) Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.
В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)
Б) Родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Орловской губернии. Увлекся идеями Л.Н. Толстого. Совершил «хождение» к толстовцам в Полтаву. В 1920 году эмигрировал сначала в Константинополь, потом – София, Белград, Париж.
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
В) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны, внучки сына эфиопского князя.
18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…
Два факта из жизни:
а)
б)
Два произведения:
а)
б)
4. Перед вами ряд вопросов. Какие из них являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов (не менее пяти) (5 баллов).
Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли Вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо?

5. Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения) (0,5 б.*6=3 б.). Как называются произведения (0,25 б.*6=1,5 б.), кто их автор (0,25 б.*6=1,5 б.)? (6 баллов).
Башмачкин, Беликов, Вронский, Калитина, Ларина, Мещерская
6. Выполнит задание (7 баллов). Перед вами список, состоящий из фамилий и псевдонимов русских писателей. Сколько лиц упомянуто? (4 б.) Расставьте, где нужно, ударения (косая черта после ударной гласной) (2 б.), поставьте точки над ё (0,5 б.*2=1 б.).
Акунин, Ахматова, Белый, Бугаев, Гликберг, Горький, Казак Луганский, К. Р., Лотарев, Надоумка, Надеждин, Пешков, Северянин, Черный, Чехонте, Чхартишвили
II й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу (10 баллов).
Дайте ответы на вопросы (0,5*7=3,5 б.). Из полученных ответов сложите ключевое слово (по принципу создания акростиха) (2 б.), перечислив имена русских писателей (0,5*5=2,5), получивших мировое признание в связи с присуждением этой награды (2 б.).
1) Имя литературного героя «ницшеанского» типа, ставшего символом воинствующего эгоизма.
2) Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.
3) Синоним к слову «заключенный», ставший названием одного из вольнолюбивых стихотворений А.С. Пушкина
4) Повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях – припев).
5) Фамилия одного из самых известных представителей «новокрестьянской поэзии» Серебряного века.
6) Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
7) Строфа из трех стихов, рифмующихся таким образом, что ряд образует непрерывную цепь тройных рифм: аба бвб вгв и т.д. и замыкается отдельной строкой.

8. Выполните культурологический анализ (100 слов).
Внимательно рассмотрите иллюстрации Д.А. Шмаринова «Родион Раскольников в каморке» (к первой части романа) и «Соня Мармеладова со свечой» (к четвёртой части романа). Как с помощью языка живописи Д.А. Шмаринову удалось передать характеры героев, их состояние, выражаемые ими идеи? (Обратите внимание на изображение внешности, художественные детали, тональную гамму, символику) (20 баллов).



III -й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 б. + 15 б. = 30 баллов)
Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
9. Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (250 слов).
«Критическое отношение к себе – вот что делает человека по-настоящему умным» (В.М. Шукшин)
«Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…» (Л.Н. Андреев)
Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании
«История есть… жизнь» (Л.Н. Толстой)
*Не забывайте о привлечении литературного материала
IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.
10. Художественное чтение.
Кратко поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)
*Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.
Р.S. Всего 100 баллов
Категория: Литература | Добавил: plohotnukkaterina1936 (26.10.2020) | Автор: Шевченко С.Н. E
Просмотров: 792 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0