Олимпиада по литературе для 7-11 классов 2021-2022 учебный год
Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём любования словом! Днём квалифицированного читателя! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете!
Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня литературной компетенции, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и выразительно читать наизусть текст художественного произведения!
Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам дать правильные ответы на литературные задачи, грамотно проанализировать отрывки из произведений русских классиков, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными сочинениями и ярким художественным чтением (где оцениваются общая техника речи, интонирование чтения и невербальные средства выразительности). Помните, что художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.

На выполнение письменных заданий олимпиады и их самопроверку отводится три часа (180 минут).
Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями олимпиады по литературе!
Итак, начинаем!
Работа выполняется на двойных листах в линию. Титульный лист подписываем:
Работа
участника школьного этапа
Муниципальной олимпиады
по литературе
обучающегося(-щейся) ____ класса
МОУ «Школа №18 города Тореза»
Фамилия, имя в Р.п

На последней строке титульной страницы укажите «Учитель _______________»

ВАЖНО!
Выполненную работу сфотографируйте и отправьте своему учителю для проверки с 13.15 до 13.30 сегодня, 27.10.2021 года.
Работу в письменном виде предоставьте в школу 28.10.2021 года до 11.00
Видео запись выразительного чтения наизусть тоже перешлите учителю



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШК0ЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
ШПНМК учителей общественно – гуманитарного цикла

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА
7 класс
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…
К. Г. Паустовский
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. «Бюро забытых вещей». Верните литературным героям забытые ими вещи. (1б. х 8 з. – 8 баллов)
А) кленовая соха;
Б) медный крест со святыми мощами;
В) дорогой шарф, шитый руками первой красавицы;
Г) на диво слаженный возок;
Д) корнет, сделанный из красной бумаги, с двумя карамельками и одной винной ягодой;
Е) пряничный козел, два сахарных рожка, яблоко и ветка синего изюма;
Ж) котомка с хлебом;
З) чудесные черепаховые гребни и платиновая цепочка для карманных часов.

2. Кто свои ранние произведения публиковал под псевдонимами Человек без селезенки, Брат моего брата, А. Чехонте, И. Грэк? Вспомните и запишите названия двух произведений этого писателя. (2б.+2б.=4 балла)

3. Допишете определения. Древний дидактико-аллегорический литературный жанр –____________________; краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение – ___________________________. (2*2б.=4 балла)

4. Группа стихотворных строк, объединенных рифмовкой и интонацией, называется именно так. (4 балла)

5. Ответьте одним предложением на вопросы. Что означал день 19 октября для А.С. Пушкина? Почему он посвятил этому дню так много стихотворений? (4 балла)

6. Какой прием использует Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети», характеризуя своего героя? Приведите пример. (4б.+2б.=6 баллов)
Лошадку ведет под уздцы мужичок.
В больших рукавицах, а сам с ноготок…
II -й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Однажды русский писатель зашел в кафе и попросил томатный сок; сок подали; писатель задал вопрос – так родилась героиня литературного произведения. Назовите имя героини (4 б.), автора (2 б.), название произведения (2 б.) и жанр произведения (2 б.).
8. Выполните анализ стихотворения Игоря Северянина «В парке плакала девочка», ответив на вопросы. (20 баллов)
[Всеволоду Светланову]
В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, –
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю...»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

1. Вспомните, что такое инверсия. Где она используется в названии стихотворения и для чего? (3 б.)
2. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какою здесь изображена девочка? Обратим внимание на слова девочки, обращенные к отцу. Как построена ее реплика? Что необычного в ней? Как через слова раскрывается характер девочки? (4 б.)
3. Какие языковые средства помогают раскрыть характер девочки? (3 б.)
4. Обратите внимание на роль слов “и… призадумался… и простил”. Для чего автор использует многосоюзие? (3 б.)
5. Какую важную проблему поднимает Игорь Северянин в стихотворении? Как бы вы определили тему этого стихотворения? (4 б.)
6. Зачем поэту понадобилось темой своего стихотворения брать самую обыденную ситуацию? (3 б.)

III -й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

9. Напишите сочинение-миниатюру (от 0,5 страницы), выбрав одно задание и выполнив все перечисленные условия.

1. Прочитайте начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Сказка, Миф и Рассказ…». Как называется это волшебное царство? Кто еще является его жителями? Кто правит в этом царстве-государстве? Напишите продолжение сказки.
2. Придумайте сказку о волшебной стране Литературе, где есть три королевства: Эпос, Лирика и Драма. В каждом из них есть свой властелин, свои законы и жители. Опишите их, укажите, кто живет в каждом из этих королевств. Как вы думаете, дружат ли эти королевства? Есть ли герои, которые могут жить в любом из них?
3. Напишите письмо другу-шестикласснику, который на следующий год пойдет в седьмой класс и тоже будет изучать литературу. Расскажите ему об этом учебном предмете, посоветуйте, на что следует обратить внимание при подготовке к уроку. Вспомните, какие произведения вам понравились больше всего и вы хотели бы их порекомендовать своему другу, объясните почему.

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение
произведений литературы (стихов, прозы,
а также публицистики), драматических отрывков.
P.S. Всего 100 баллов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШК0ЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
ШПНМК учителей общественно – гуманитарного цикла

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА
8 класс
Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. «Бюро забытых вещей» Верните литературным героям забытые ими вещи. (1б. х 8 з. = 8 баллов)
А) узкий кафтан; Д) домашние гуси с маленькими гусёнками;
Б) бумажный змей из географической карты; Е) пёрышко от белого дешёвенького веера;
В) заячий тулупчик; Ж) кольцо с бриллиантом и старинный и погнутый браслет;
Г) рогатый сук; З) камзол из ткани с цветочками головками вниз.
2. Что связывает «Женитьбу Фигаро», «Роберта Дьявола», «Норму», «Фрегат Надежды», «Московский телеграф», «Юрия Милославского»? Назовите автора произведения, жанр и героя. (3 балла)
3. Именно ему писал Н.В. Гоголь 7 октября 1835 года: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот». В результате появился «Ревизор». Назовите фамилию, имя и отчество этого писателя. (4 балла)
4. Прототипом именно этого невежественного молодого героя послужил будущий российский государственный деятель, историк, археолог, художник Алексей Оленин. Увидев себя на сцене, он взялся за учебу, и из него вышел образованнейший человек своего времени – президент Академии художеств и директор публичной библиотеки. Вот она – волшебная сила искусства! Назовите это произведение, его жанр и автора. (3 балла)
5. В пьесе А.Н. Островского «Лес» актер Несчастливцев говорит: «пистолет у меня тут хороший…Замок попорчен: как-нибудь, когда в Туле буду, починить прикажу…» Какой герой русской литературы смог бы оказать ему эту услугу? Назовите автора, название произведения и жанр. (1+1+1+1=4 балла)
6. Установите соответствие между языковым средством художественной выразительности и примером(ами). (8*1б.=8 баллов)
1. Ирония А) Погиб поэт, невольник чести... (М.Ю. Лермонтов)
Друзья Людмилы и Руслана!.. [вместо: читатели] (А.С. Пушкин)
2. Синекдоха Б) Но остался влажный след в морщине
Старого утеса... (М.Ю. Лермонтов)
3. Сравнение В) день чудесный (безрадостный, замечательный, чарующий);
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана... (М.Ю. Лермонтов)
4. Метафора Г) Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит... (А.С. Пушкин)
5. Перифраз Д) Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина... (М.Ю. Лермонтов)
Я три тарелки съел... (И.А. Крылов)
Белинского и Гоголя с базара понесут… (Н.А. Некрасов)
6. Метонимия Е) Откуда, умная, бредешь ты, голова? [об осле] (И.А. Крылов)
7. Олицетворение Ж) Белеет парус одинокий... (М.Ю. Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны... (А.С. Пушкин)
Отсель грозить мы будем шведу... (А.С. Пушкин)
8. Эпитет И) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась... (А.С. Пушкин)
II -й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10*1 б.=10 баллов)
«Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною написанной, проверял мёртвые документы словами ещё живых, но престарелых очевидцев…» Кто этот писатель? (2 б.) О каком произведении идёт речь? (2 б.) Назовите его жанр? (2 б.) Какие места посетил этот писатель (не более 4-х – 2 б.), чтобы создать научный труд «История Пугачёвского бунта» и это художественное произведение? Назовите четырёх героев этого произведения (4*0,5б.=2 б.).
8. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело» (6 июня 1849). Выполните анализ лирического произведения, ответив на вопросы. (20 баллов)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края. Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля. 1. Определите тему стихотворения. 3 б.
2. Докажите, используя текст, что Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. 5 б.
3. Охарактеризуйте главные образы в стихотворении. 4 б.
4. Какие художественные и изобразительные средства использует автор для создания картины? 5 б.
5. Чем понравилось, запомнилось стихотворение? Каковы ваши впечатления как читателя? 3 б.
III -й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов: 15 и 15 баллов)
9. Напишите сочинение-миниатюру «Музей одной книги» или «Литературный альманах» (от 0,75 страницы), выполнив все перечисленные далее условия.
1. Представьте, что вам необходимо создать музей одного произведения. В этом музее должны быть собраны экспонаты, передающие атмосферу произведения и его сюжет, отражающие время и место действия, своеобразие героев, возможно, личность автора и историю создания. Эти экспонаты могут быть в виде предметов, изображений, интерьеров, инсталляций и т.п. В музейную коллекцию могут быть включены архивные документы, видео- и аудиозаписи, различные редкости. Учтите также, что понятие «музей» на протяжении двух с половиной тысяч лет истории цивилизации развивалось: под музеями понимали святилища для почитания муз, религиозные и научные объединения, загородные виллы, коллекции памятников древности и произведений искусств, коллекции образцов мира природы, помещения домов, квартир и усадеб, музеи под открытым небом. Вы можете выбрать любой тип музея или музейный комплекс. Ваша задача: продумать концепцию музея и провести виртуальную экскурсию по нему. Форма экскурсии свободная. Запишите текст экскурсии.
2. В истории русской литературы особое место занимают альманахи.
Альманах – сборник литературных произведений, часто объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному, географическому и т.п.); как правило, выходит непериодически. Альманахи представляли собой как бы отдельные номера журналов, издаваемые единовременно, ежегодно или от случая к случаю. Альманахи, как правило, объединяют писателей-единомышленников или близких по идейно-художественным принципам. Иногда альманахи издаются по какому-нибудь поводу – например, к памятному событию. Известны такие альманахи, как «Северные цветы» (20-30-е годы XIX в.), «Физиология Петербурга» (1845), «Тарусские страницы» (1961), «Метрополь» (1979), по праву вошедшие в историю русской литературы. Задание – составьте литературный альманах и сделайте письменную презентацию этого издания. Придумайте название и концепцию альманаха, список авторов и произведений (не менее 3-х), объясните принципы приглашения авторов, возможно, формат и оформление. Это может быть альманах, связанный с любой эпохой в истории русской литературы, с любым родом или жанром (выбор за вами).
IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.
10. Художественное чтение. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов) Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШК0ЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
ШПНМК учителей общественно – гуманитарного цикла

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА
Мощь, мудрость и красота литературы
открываются во всей широте только перед человеком
просвещённым и знающим.
К.Г. Паустовский
9 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. «Бюро забытых вещей». Верните литературным героям забытые ими вещи (8*0,5=4 б.); назовите автора и произведение (8*0,25+8*0,25=4 б.). (1б. х 8 з. – 8 баллов)
А) букетик ландышей за пять копеек; Д) башмачок, курица, зерно, ярый воск, чаша с чистою водой, перстень золотой, серьги изумрудны, белый плат;
Б) арапка-девка да собачка; Е) «шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка»;
В) широкий боливар; Ж) книги Байрона: поэма «Гяур» и роман в стихах» Дон Жуан»;
Г) романы Ричардсона; З) книги Канта, Шиллера, Гёте.
2. Назовите произведение и его автора. (2*2б=4 балла)
Замысел этого произведения возник у автора во сне. Проснувшись, он решил: “Во сне дано, наяву исполнится”. Впоследствии автор так характеризовал свое произведение: “25 глупцов на одного здравомыслящего”. Прочитав это произведение, А.С. Пушкин сказал: “О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы”. А.А Бестужев дал следующую оценку этому произведению: “Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных”.
3. Назовите род литературы, к которому относится «Слово о полку Игореве». (2 балла)
4. Определите стихотворные размеры фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (4 балла)
«Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель»
5. Именно из этой оперы напевал арию профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Булгакова. Назовите оперу и композитора. (2*2б.=4 балла)
6. Рассмотрите портрет работы Ореста Адамовича Кипренского, который создан в 1827 году, и ответьте на вопросы. (5б*3б.=8 баллов)

А) О. А. Кипренский, изображая А.С. Пушкина, стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Как художнику удалось реализовать этот замысел?
Б) Прокомментируйте такую деталь портрета, как перекинутый через плечо шотландский плащ с клетчатой подкладкой. Какие ассоциации у вас вызывает эта деталь?

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Внимательно рассмотрите «облако слов», созданное по стихотворению одного из русских поэтов ХIХ века. Восстановите текст произведения, учитывая, что оно состоит из трёх четверостиший (3*2=6 б.). Укажите автора (2 б.) и название стихотворения (2 б.).

8. Докажите, что стихотворение «Цветок» – типичное произведение этого художественного метода (4 б.). Аргументируйте свой ответ (8 б.). Назовите жанр произведения (4 б.). Попробуйте определить автора (4 б.). (20 баллов)

Минутная краса полей,
Цветок увядший, одинокий,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.

Увы! нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает:
С тебя листочек облетел —
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.

Смотри… очарованья нет;
Звезда надежды угасает…
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?

III -й уровень. Творческое задание (1 задание – С15 б.+ЯО15 б.=30 баллов)
Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Враг и друг» и напишите небольшое эссе (от 1,0 стр.) Обратите внимание на рекомендации в комментарии.
Враг и друг
Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил... Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река... А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу... Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!
— Но ведь другой переправы нет... а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
— Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.
Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге!
Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг.
— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.
— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
— А все-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.
Декабрь, 1878
Комментарий. Эссе на основе литературного произведения – это небольшое по объему и связное прозаическое сочинение-рассуждение, сочинение-анализ, написанное в свободной индивидуальной манере изложения. Цель такого эссе – осознание проблем и идей, которые писатель выражает в своем произведении, и того, как, с помощью каких художественных образов, приемов и средств он это воплощает. В эссе также содержатся собственные размышления об актуальности (современности) поднимаемых в произведении проблем, высказывание личностной позиции. Как и любое сочинение, эссе на основе литературного произведения включает обычно три части: вступление, основную часть, заключение.
Во вступлении, как правило, даётся краткая информация об авторе, называются его основные произведения.
Основная часть посвящена осмыслению произведения, настроению, которым оно проникнуто, анализу темы, идеи, проблематики, особенностей композиции, характеристике образов, а также художественных средств и приемов выразительности.
В основной части эссе о стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Враг и друг» следует обратить внимание на такие вопросы:
 тема и основная мысль произведения;
 аллегоризм образов реки на пути героя и гнилой доски;
 эпитеты и их роль в произведении;
 жанр, к которому тяготеет данное стихотворение в прозе.
Ваши рассуждения должны быть доказательны и аргументированы текстом произведения, примеры могут быть включены в виде уместных ярких и лаконичных цитат. Не забывайте давать оценку персонажам и ситуациям, помните о выражении собственного мнения по поводу поднимаемых автором проблем. Это делает любое эссе ярче и сильнее.
Заключение обычно содержит эмоциональные впечатления от прочитанного, раздумья о его современном (для автора и последующих поколений) звучании и т.д.
При оценке работы учитываются:
 логико-композиционная организация (логичное построение текста, расположение и соотношение его составных частей: вступления, основной части и заключения);
 речевое оформление работы (смысловая цельность, связность, последовательность изложения; точность, выразительность и индивидуальность речи);
 грамотность (соблюдение грамматических, орфографических и пунктуационных норм).

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть
10. Художественное чтение.
Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение
произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.
P.S. Всего 100 балло

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШК0ЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
ШПНМК учителей общественно – гуманитарного цикла

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год
ЛИТЕРАТУРА
Литература – это совесть общества, его душа.
Д. Лихачев
10 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. «Бюро забытых вещей». Верните литературным героям забытые ими вещи (8*0,5б.=4 б.); назовите автора и произведение (8*0,25б.+8*0,25.=4 б.). (1б. х 8 з. – 8 баллов)
А) А) красивая трость с набалдашником из слоновой кости; Д) «Мемориал Святой Елены»;
Б) Б) халат из персидской материи, настоящий восточный халат; Е) потрепанный картуз с большим козырьком;
В) В) корзиночка и шляпа соломенная с широкими полями; Ж) большой драдедамовый зеленый платок;
Г) Г) мышеловки и лЕдник; З) визитная карточка, неразрезанные журналы, запыленные столы, окурки, не совсем опрятное платье, пожелтелый горностаевый мех, крупные браслеты, грязные перчатки.
2. Ответьте на вопросы. Из какого произведения каждый из афоризмов? (0,5б.*3=1,5 б.) Кто его автор? (0,5б.*3=1,5 б.). (3 балла)
А) Отчего люди не летают так, как птицы? Б) Не хочу учиться, а хочу жениться…
В) Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
3. Назовите произведение, его автора и жанр, имя и фамилию героя, который произнёс реплику, и того, кому эта реплика адресована. (1+1+1+2+2 = 7 баллов)
«Хорошо ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой, она смотрит на вас, как на вещь».
4. Определите стихотворный размер четверостишия А.А. Фета. (2 балла)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
5. Назовите художественно-выразительное средство, используемое Ф.И. Тютчевым в словосочетаниях: «дивная пора», «день хрустальный», «тёплая лазурь». (2 балла)
6. Рассмотрите гравюру работы Владимира Андреевича Фаворского, которая была создана в 1931 году. Ответьте на вопросы. (5б.+3б.=8 баллов)
1. Какие черты внешнего и внутреннего облика М.Ю. Лермонтова переданы в гравюре? (5 баллов)
2. Какова роль пейзажа в работе? С какими лирическими образами поэзии этого автора перекликаются изображенные на гравюре образы природы? (3 балла)

II-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Внимательно рассмотрите «облако слов», созданное по стихотворению одного из русских поэтов ХIХ века. Восстановите текст произведения, учитывая, что оно состоит из 8 строк. (4 б.) Укажите автора (1 б.) и название стихотворения. (1 б.) Определите его метр, стихотворный размер и способ рифмовки (2+1+1=4 б.).


9. Прочитайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и выполните задания. (20 баллов)


Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви…
1. Расставьте логические ударения в первой строке стихотворения «Я помню чудное мгновенье» во всех возможных вариантах. (4 балла)
2. Найдите вариант, не совместимый с авторской позицией Пушкина. (4 балла)
3. На каком из потенциальных мотивов стихотворения делается акцент в каждом из прочтений? Назовите этот мотив и продемонстрируйте примерами из текста, как он развивается. (12 баллов)
III -й уровень. Творческое задание (1 задание: С15 б. + ЯО15 б. = 30 баллов)
9. Прочитайте стихотворение А.А. Фета, написанное в 1877 году. Напишите небольшое эссе (от 1,0 стр.) Обратите внимание на рекомендации в комментарии.
Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Комментарий
Эссе на основе литературного произведения – это небольшое по объему и связное прозаическое сочинение-рассуждение, сочинение-анализ, написанное в свободной индивидуальной манере изложения. Цель такого эссе – осознание мыслей, идей, переживаний, которые писатель выражает в своем произведении, и того, как, с помощью каких художественных образов, приемов и средств он это воплощает. В эссе также содержатся собственные размышления, высказывание личностной позиции. Как и любое сочинение, эссе на основе литературного произведения включает обычно три части: вступление, основную часть, заключение.
Во вступлении, как правило, дается краткая информация об авторе, называются его основные произведения.
Основная часть посвящена осмыслению произведения, настроению, которым оно проникнуто, анализу темы, идеи, проблематики, особенностей композиции, характеристике образов, а также художественных средств и приемов выразительности.
В основной части эссе обратите внимание на такие вопросы:
 взаимосвязь понятий «музыка» – «жизнь» – «любовь», образные и интонационно-ритмические средства оформления этой связи;
 роль ритма стихотворения в расстановке смысловых акцентов (паузы в середине каждой строки называются цезурами);
 композиционные приемы развёртывания лирического сюжета стихотворения (лирический сюжет – это движение переживания, а не цепь событий) и реализации его содержания; итоговый смысл стихотворения.
Ваши рассуждения должны быть доказательны и аргументированы текстом произведения, примеры могут быть включены в виде уместных ярких и лаконичных цитат.
Заключение обычно содержит эмоциональные впечатления и выражение собственного мнения по поводу прочитанного и т.д.
При оценке работы учитываются:
 логико-композиционная организация (логичное построение текста, расположение и соотношение его составных частей: вступления, основной части и заключения);
 речевое оформление работы (смысловая цельность, связность, последовательность изложения; точность, выразительность и индивидуальность речи);
 грамотность (соблюдение грамматических, орфографических и пунктуационных норм).

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.
10. Художественное чтение.
Кратко поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение
произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.
Р.S. Всего 100 баллов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШК0ЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
ШПНМК учителей общественно – гуманитарного цикла

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2021-2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА
Чтение – это прежде всего сотворчество.
М. Цветаева
11 класс
I-й уровень (5 заданий = 30 баллов)
1. «Бюро забытых вещей». Верните литературным героям забытые ими вещи, узнайте писателей. (0,5б. х 8 з. – 4 балла)
А) маленькая записная книжка, прикрепленная к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости;
Б) наковальня, ключи и старые замки;
В) портрет дамы в меховой шляпе и боа, вырезанный из иллюстрированного журнала;
Г) горящий взор и безраздумное поклонение искусству;
Д) желтая кофта из трех аршин заката;
Е) ветка мимозы;
Ж) нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов»;
З) сказки и воспоминания, красивые и сильные легенды.

2. Заполните пустые ячейки таблицы соответственно логике ее составления. (5*1б.=5 баллов)

1 а) Н.В. Гоголь 1 б) «Мертвые души» 1 в) ?
2 а) Н.А. Некрасов 2 б) ? 2 в) эпопея
3 а) ? 3 б) «Очарованный странник» 3 в) повесть
4 а) И.С. Тургенев 4 б) ? 4 в) стихотворение в прозе
5 а) А.П. Чехов 5 б) «Вишневый сад» 5 в) ?

3. Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. (4*1 б. = 4 балла)
А)_________________________________ – перенос значения по смежности.
Б)__________________________________– одинаковое начало строк, предложений, абзацев.
В)___________________________________– образное, выразительное определение.
Г)_________________________________ – сочетание несочетаемого.

4. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтами Серебряного века для создания образа. (6*0,5 б.+ 4*0,5 = 5 баллов)

А) Ангел бледный, легкокрылый, к нам отпущенный на землю! (В. Брюсов)
Б) Настанет день – печальный, говорят! –
отцарствуют, отплачут, отгорят. (М. Цветаева)
В) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари. (С. Есенин)
Г) И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят. (А. Ахматова)
Д) В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
Е) Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов? ( К. Бальмонт)

5. Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). (5 баллов)
А) И.А. Бунин получил Нобелевскую премию за «Жизнь Арсеньева» и «Господина из Сан-Франциско».
Б) Повесть «Молох», очерк «В огне» А.И. Куприн посвятил Донбассу.
В) Одним из действующих лиц пьесы М. Горького «На дне» является грузчик Кривой Зоб.
Г) Дольник, тактовик, паузник – это разновидности тонического стиха, активно применяемого поэтами Серебряного века.
Д) «Цех поэтов»» – это объединение футуристов.
Е) В. Брюсов, Д. Мережковский, С. Городецкий являются теоретиками русского символизма.
Ж) «Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования» – это цитата из манифеста футуристов.
З) Тире – один из главных признаков поэтического синтаксиса М. Цветаевой.
И) Стихи С. Есенина могут служить примером развернутой метафоры.
Тихо в чаще можжевела по обрыву.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Й) Стихотворение А. Блока написано дактилем
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

6. Прочитайте фрагмент, которым завершается прозаический роман В. Набокова «Дар», и выполните задания. (7 баллов)
А) запишите данный текст как стихотворение (1 б.);
Б) определите размер по 1–4 строкам (2 б.);
В) сделайте схему рифмовки этого текста (2 б.);
Г) выскажите собственное мнение по поводу формы этого стихотворения (2 б.).
Прощай же, книга! Для видений – отсрочки смертной тоже нет. С колен поднимется Евгений, – но удаляется поэт. И все же слух не может сразу расстаться с музыкой, рассказу дать замереть... судьба сама еще звенит, – и для ума внимательного нет границы – там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, – и не кончается строка.

II й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
1) Назовите писателя и произведение, которое проиллюстрировал художник Павел Оринянский. (1+1=2 б.)

2) Докажите это с помощью краткого комментария изображенных в графике романных событий, образов, деталей. (8 б.).

8. Прочитайте стихотворение профессионального филолога, литератора и критика М. Безродного «Конспект письма на родину» и докажите на его примере, что художественный текст искусственен и искусен. (20 баллов)
Пока живу надеюсь
Надеюсь пока живу
Живу пока надеюсь
Надеюсь живу. Пока

1. Каким образом в форме стихотворения проявляется выбранный автором «жанр» конспекта? 5 б.
2. С какой целью автор «зашифровал» в стихотворении крылатое латинское выражение «Dum spiro spero» («Пока дышу, надеюсь»)? 4 б.
3. К какому (им) традиционному(ым) поэтическому(им) жанру(ам) вы бы отнесли стихотворение М. Безродного? Почему? 4 б.
4. Кто является адресатом поэтического письма М. Безродного? Как это проявляется в стилистике стихотворения? 4 б.
5. Какой прием использует автор в качестве «инструкции по чтению», чтобы спровоцировать интерпретаторскую активность читателя? 3 б.

III -й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 б. + 15 б. = 30 баллов)
Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
9. Прочитайте текст стихотворение М. Ю. Лермонтов «Ангел» (1831 г.) и напишите сочинение-эссе (от 1,25 стр.), учитывая рекомендации, данные в комментарии.

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духо́в
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз.
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Комментарий
Эссе на основе литературного произведения – это небольшое по объему и связное прозаическое сочинение-рассуждение, сочинение-анализ, написанное в свободной индивидуальной манере изложения. Цель такого эссе – осознание мыслей, идей, переживаний, которые писатель выражает в своем произведении, и того, как, с помощью каких художественных образов, приемов и средств он это воплощает. В эссе также содержатся собственные размышления, высказывание личностной позиции. Как и любое сочинение, эссе на основе литературного произведения включает обычно три части: вступление, основную часть, заключение.
Во вступлении, как правило, дается краткая информация об авторе, называются его основные произведения.
Основная часть посвящена осмыслению произведения, настроению, которым оно проникнуто, анализу темы, идеи, проблематики, особенностей композиции, характеристике образов, а также художественных средств и приемов выразительности.
В основной части эссе обратите внимание на такие вопросы:
 переживание, которым наполнено стихотворение, его основная идея;
 образные, лексические, интонационные, мелодические и синтаксические средства, которые использовал поэт для создания настроения и реализации идеи стихотворения;
 развертывание лирического сюжета, особенности сюжетной композиции, благодаря которым создаются драматизм и эмоциональная напряженность этого стихотворения.
Ваши рассуждения должны быть доказательны и аргументированы текстом произведения, примеры могут быть включены в виде уместных ярких и лаконичных цитат.
Заключение обычно содержит эмоциональные впечатления и выражение собственного мнения по поводу прочитанного и т.д.
При оценке работы учитываются:
 логико-композиционная организация (логичное построение текста, расположение и соотношение его составных частей: вступления, основной части и заключения);
 речевое оформление работы (смысловая цельность, связность, последовательность изложения; точность, выразительность и индивидуальность речи);
 грамотность (соблюдение грамматических, орфографических и пунктуационных норм).

IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть (10 баллов)
10. Художественное чтение.
Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение
произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.

Р.S. Всего 100 баллов
Категория: Литература | Добавил: nechaevaoksana71 (27.10.2021)
Просмотров: 896 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar