Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса
Русский язык
Уважаемые участники муниципального/межлицейского этапа
Республиканской олимпиады учащихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
по русскому языку!

Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём любования словом! Днём квалифицированного читателя! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете!
Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и произносить ораторскую речь!
Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам презентовать риторические тексты, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными работами и яркими ораторскими спичами.
Продолжительность ораторского выступления – от 1-й до 3-х минут. Оцениваются: остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора). Помните, что хороший ритор – это человек, защищающий свою точку зрения эффективно, уверенно и убедительно, решительно и ответственно.
На выполнение письменных заданий олимпиады и их самопроверку отводится три часа (180 минут).
На сайтах ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» http://www.donippo.org/ и отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены варианты эталонных ответов на задания муниципального/межлицейского этапов Республиканской олимпиады учащихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку.
Вы сможете вместе с педагогом-наставником провести совместный анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования.
Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по русскому языку!
Итак, начинаем!

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ
2019-2020 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК
Каждое слово языка, каждая его форма
есть результат мысли и чувства человека,
через которые отразились в слове природа страны и история народа.
К. Ушинский
9 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Подберите к устаревшим словам современные синонимы. (5 баллов)
Рамена, дружина, позор, плеск, урод.
2. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. (4 балла)
А. Мать любила и гордилась своим сыном.
Б. Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 ноября.
В. Мемориальный памятник установлен на площади.
Г. С ним произошел неприятный инцидент.
3. Какое предложение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» отличается от остальных по признаку двусоставности/односоставности? Выберите один ответ. (3 балла)
А. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
Б. Всё отвергал: законы! совесть! веру!
В. На всех московских есть особый отпечаток.
Г. И славно пишет, переводит.
Д. Все приведенные предложения не отличаются друг от друга по признаку двусоставности/односоставности.
4. Укажите, какие слова в предложениях избыточны. Ответ обоснуйте. Как называется такой оборот речи?(4 балла)
1. Площадь этого виноградника – около пяти квадратных гектаров.
2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
3. Ошибки чтеца неприятно режут слух.
4. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.
5. Выполните задание. Вставьте пропущенные буквы (6 баллов).

? ? ? ? ? ? ? ?
кожа…ый
деревя…ый
тополи…ый соломе…ый
ветре…ый
письме…ый скоше…ый
отреза…ый
овея…ый малева…ый
кова…ый
рисова…ый сказа…ый
купле…ый
ране…ый беше…ая
жела…ый
суше…ая воспита…а
образова…ы
организова… воспита…а
образова…ы
организова…

6. Выполните задание (8 баллов). Определите, по какому принципу сгруппированы слова в каждом столбце таблицы, данной в задании №5. Дополните столбцы (где можно) данными ниже словами.
Рассея…а, гости…ая, свяще…ый, невооруже…ый, кухо…ый, броше…ый, груже…ая.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)
Даны последовательности слов:
был быть быть есть
был есть есть был
буду есть есть есть
был буду был было
Отметьте те из них, которые могут встретиться в правильном тексте на русском языке при условии, что внутри них не стоят никакие знаки препинания, включая кавычки, и ни одно слово не называет само себя (как во фразе «Слово — это существительное из пяти букв на букву С»), и составьте предложения с ними.
Слово “последовательность” подразумевает, что слова идут подряд и между ними нет никаких других слов. Подберите примеры предложений для этих последовательностей.
8. Прочитайте текст и выполните задания. (20 баллов)
Культура личности – это синоним просвещённости. Ведь образованный человек – это ещё не значит культурный. Образованный человек – это человек, получивший определённую сумму знаний, и только. Но он может быть и хамом, и кем угодно. А просвещённый человек? Он, как правило, и образованный… Просвещённый человек опирается не на сумму полученных знаний, а на сумму этических норм. Он себе не позволяет каких-то дурных поступков, потому что у него есть жизненные принципы. Это и есть культура личности, когда человек не может отказаться от этических норм, которые он исповедует. (Е. Носов)
Задания и вопросы
1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Каким типом речи является текст? Докажите.
4. Объясните, что такое этика, этически нормы. (2 б.)
5. Запишите ряд словосочетаний со словом культура. Докажите, что это слово многозначное.
6. Используя материал текста, докажите, что синонимы образованный, просвещённый – это, как отмечал учёный-филолог А. Реформатский, очень часто «то же, да не то же».
7. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста.
8. Составьте схему последнего предложения.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 15 б. за содержание +15 б. за языковое оформление =30 баллов)
9. Напишите сочинение-миниатюру (90-100 слов).
К Году русского языка в Республике
Грамотным быть модно?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
 Человек чести. Человек долга. Кто он и какой он?
 За что я люблю свой край?
 Телевидение помогает человеку формировать вкус?
 Сделаем мир лучше! А каким образом?
 Мой современник… Какой он?
Длительность ораторского выступления – 2 минуты. P.S. Всего 100 баллов
Категория: Русский язык | Добавил: alzevsk (26.10.2020) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar