Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку 7-11 классы
Уважаемые участники школьного этапа Республиканской олимпиады учащихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку!

Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов!

Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и произносить ораторскую речь!

Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам презентовать риторические тексты, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными работами и яркими ораторскими спичами.

Продолжительность ораторского выступления – от 1-й до 3-х минут. Оцениваются: остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора). Помните, что хороший ритор – это человек, защищающий свою точку зрения эффективно, уверенно и убедительно, решительно и ответственно.

На выполнение письменных заданий олимпиады и их самопроверку отводится три часа (180 минут).
Работу пишем на двойных листах, титульную страницу подписываем так:
Работа
участника школьного этапа
Республиканской олимпиады по русскому языку
обучающегося (-ейся) ______ класса
МОУ «Школа №18 города Тореза»
_______________________ (ФИО в Р.П.)
На последней строке на странице запишите:
Учитель________________

Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по русскому языку!
Внимание! Задание №10 предоставьте в видео формате учителю

Итак, начинаем!

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ 2020-2021 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК
7 класс

• Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.

Г. В. Степанов
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова (3 балла).

2. Вставьте, где это необходимо, пропущенный согласный (5 баллов).
Ис…ку…ство, интел…игент, кавал...ерия, колон…а, гал...ерея,
драм...атический, гум...анизм, кол...ичество, пьес...а, интел...ект.

3. Ответьте на занимательные вопросы, используя знания о русском языке (6 баллов).

а) Какое русское слово состоит из трех слогов и указывает на 33 буквы?
(2 б.)

б) Мама пришла с работы и, увидев на кухонном столе стопку чистой посуды, спросила: «Чистые ли эти тарелки и чашки?» Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими?

в) Как зовут двух девочек, чьи имена образовали с помощью одной гласной и одной согласной букв?

4. Прочитайте отрывок из автобиографической книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки» и ответьте на вопрос: как именно девушка переврала фамилию? (2,5 балла).

«Вошли две девушки, одна покрупней, другая мелкая, обе расфуфыренные, как будто собрались на вечеринку, и с порога начали искать кого-то глазами. Я почувствовал, что меня.

Так и оказалось.

— Алеша здесь? – спросила которая покрупней, переврав, конечно, фамилию. – Алеша здесь?

— Да, да, я.»

5. Выполните задания (4 балла). Даны четыре группы глаголов с приставкой за-. Объясните принцип выделения групп.

а) забастовать, замаячить, засмеяться, заболевать; б) засеять, застроить, заплевать, заштриховать; в) затушевать, заровнять, затушить, заштопать; г) закинуть, закатиться, заползти, засовывать.

6. Выполните задания (9,5 баллов). Распределите по группам, определённым в 5 задании, следующие глаголы: заблестеть, заглянуть,

заделать, задуть, закапать, закидать, заклеить, заплакать, засыпать,

затоптать. Приведите необходимые примеры. Если какие-то глаголы можно отнести к разным группам, отметьте это. Приведите примеры двух глаголов с приставкой за-, не относящихся ни к одной из данных групп.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу, выполнив задания последовательно: от 1-го до 9-го. (10 баллов)

1) Найдите предлог со значением отсутствия чего-либо 2) Подберите антоним к слову «лень» 3) Выберите одну из отрицательных частиц. 4) Составьте слово, взяв приставку из слова «выкройка», корень из слова «ловля», окончание любого глагола второго спряжения в форме 2-го лица единственного числа 5) Подберите слово со значением обитателя водоема с уменьшительным суффиксом 6) Подберите предлог со значение извлечения чего-либо откуда-либо. 7) Замените слово-украинизм «ставок» соответствующим русским эквивалентом. 8) Запишите полученное предложение. 9) В чем особенность данного изречения?

8. Прочитайте текст и выполните задания. (20 баллов)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, –

ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И.С. Тургенев, июнь 1882 г.)
Задания

1. Говоря о стихотворении в прозе «Русский язык», поэт XX века Л. Озеров пишет: «Во все хрестоматии вошёл тургеневский гимн русскому языку. Эта песнь сопровождает человека от школьных лет до глубокой старости». В каких значениях употребляются в этом высказывании слова гимн,

песня?

2. Укажите в тексте предложение, которое является риторическим вопросом.

3. Составьте схему последнего предложения. (3 б.) Определите его тип по цели высказывания.

4. Объясните орфограммы.

III-й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

9. Напишите сочинение-миниатюру (70 слов).

К Году русского языка в Республике Грамотным быть модно?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.

 Что значит быть модным?
 Мой современник… Какой он?
 Можно ли прожить без книги?
 Какое доброе дело я сделал в этом году?


Время выступления – 1 минута. P.S. Всего 100 баллов


РУССКИЙ ЯЗЫК

8 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Кратко ответьте на вопрос: почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое? (6
балла)

2. Выполните задание (4 балла). Укажите, в каких из предложенных слов согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

а) [чн]; б) [шн];

в) возможны два варианта произношения [чн – шн], поясните.

Горчичник, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.

3. Выполните задание (6 баллов). Даны сложные слова: атомоход, водовоз,

водолаз, водосток, дымоход, ледокол, ледоруб, ледостав, ледоход, лесовоз, лесоруб, луноход, мореход, скороход, снегопад, снегоход, тяжеловес, тяжеловоз, утконос, цветонос.

Распределите данные слова по группам: (1) человек; (2) животное; (3)

инструмент; (4) транспортное средство; (5) явление природы (5 б.). Если какие-либо слова не вошли ни в одну из групп, выпишите их отдельно и попытайтесь сформулировать их значение.

4. Ответьте на три шуточных вопроса. (3 балла)
А. Какое слово из 11 букв многие пишут неправильно?
Б. В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?
В. Из каких трёх предлогов можно сложить название домашнего животного?

5. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите два примера. (4 балла)

6. Выполните здание (7 баллов). Даны два типа словосочетаний существительных с прилагательными:

1 2

рыбная ловля пиратское нападение

утиная охота птичье пение

языковые наблюдения крестьянский бунт
А. Объясните, в чём различие этих типов словосочетаний.

Б. Как вы думаете, словосочетаний какого из двух типов больше в русском языке?

В. Придумайте ещё одно словосочетание какого-либо из этих двух типов и укажите, к какому из них оно относится.

II-й уровень (2 задания: 10 баллов + 20 баллов = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Выполните следующие действия по формуле, заполнив сначала значки «Х» соответствующими условиям словами, затем в найденных словах посчитайте количество букв, записав пример цифрами, а полученное в результате число запишите в

форме творительного падежа: (Х+Х+Х)*(Х+Х+Х)=Х (каждое слово используйте один раз!)

Линейный, трудность, разжирел, антрацит, щавель, сияние

1. Выберите из данного ряда слово, в котором все согласные звуки звонкие, но не все имеют глухую пару, посчитайте количество букв в этом слове.

2. Прибавьте к числу букв этого слова количество букв того слова, в котором есть пара согласных по звонкости-глухости.

3. К полученной сумме добавьте количество букв слова, в котором все согласные твердые – посчитайте первую сумму.

4. Найдите слово, в котором звуков на два больше, чем букв, посчитайте количество букв в нем.

5. Прибавьте к последнему количество букв в слове, где все согласные сонорные.

6. К полученной сумме добавьте количество букв в слове, где все согласные мягкие – посчитайте вторую сумму.

7. Перемножьте первую и вторую сумму и полученный результат запишите в форме творительного падежа.

8. Прочитайте текст и выполните комплексную работу с текстом. (20 баллов)
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Зима затруднявшая вое…ые расп…ряжения проходила и наши ген…ралы г…товились к дружному с…действию. 2. Пугачев все еще стоял под Оренбургом. 3. Между тем наши отряды соед…нялись и со всех сторон пр…ближались к злодейскому гн…зду. 4. Бунтующие деревни при виде наших войск пр…ходили в повин…вение; шайки разбойников в…зде б…жали от нас и все пр…дв…щало скорое и благ…получное окончание. 5. Но Пугачев (не) был пойман. 6. Он явился на С…бирских заводах с…брал там новые шайки и опять начал злодействовать. 7. Не стану опис…вать нашего похода и ок…нчания войны. Скажу коротко, что бе…ствие дох…дило до крайности. 8. Мы прох…дили через с…ления разоре…ые бунтовщиками

и (по) н…воле отб…рали у бедных жителей то, что успели они спасти. 9. Шайки разбойников злодейств…вали (по) всюду; начальники о…дельных отрядов самовлас…но наказывали и мил…вали; сост…яние всего обширного края, где св…репств…вал пожар, было ужасно... 10. (Не) пр…веди Бог видеть ру…кий бунт, бе…мысле…ый и бе…п…щадный! (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

2. Из предложения 2 выпишите все словосочетания.

3. Из предложения 6 выпишите по одному словосочетанию с различными видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и сделайте их полный синтаксический разбор.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов)

9. Напишите сочинение (70-85 слов). (15 б. – содержание + 15 б. – языковое оформление = 30 баллов)

К Году русского языка в Республике
Грамотным быть модно?
IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
 Что значит быть модным?
 Мой современник… Какой он?
 Можно ли прожить без книги?
 Какое доброе дело я сделал в этом году?
Длительность ораторского выступления – 1,5 минуты. P.S. Всего 100 баллов

РУССКИЙ ЯЗЫК

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К. Ушинский

9 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Подберите к устаревшим словам современные синонимы. (5 баллов)
Рамена, дружина, позор, плеск, урод.
2. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. (4 балла)
А. Мать любила и гордилась своим сыном.

Б. Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 ноября. В. Мемориальный памятник установлен на площади.

Г. С ним произошел неприятный инцидент.

3. Какое предложение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» отличается от остальных по признаку двусоставности/односоставности? Выберите один ответ. (3 балла)

А. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой. Б. Всё отвергал: законы! совесть! веру!

В. На всех московских есть особый отпечаток. Г. И славно пишет, переводит.

Д. Все приведенные предложения не отличаются друг от друга по признаку двусоставности/односоставности.

4. Укажите, какие слова в предложениях избыточны. Ответ обоснуйте. Как называется такой оборот речи?(4 балла)

1. Площадь этого виноградника – около пяти квадратных гектаров.
2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
3. Ошибки чтеца неприятно режут слух.

4. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

5. Выполните задание. Вставьте пропущенные буквы (6 баллов).



? ?

кожа…ый соломе…ый деревя…ый ветре…ый тополи…ый письме…ый


? ? ? ?

скоше…ый малева…ый сказа…ый беше…ая
отреза…ый кова…ый купле…ый жела…ый
овея…ый рисова…ый ране…ый суше…ая


? ?

воспита…а воспита…а образова…ы образова…ы организова… организова…



6. Выполните задание (8 баллов). Определите, по какому принципу сгруппированы слова в каждом столбце таблицы, данной в задании №5. Дополните столбцы (где можно) данными ниже словами.

Рассея…а, гости…ая, свяще…ый, невооруже…ый, кухо…ый, броше…ый, груже…ая.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)
Даны последовательности слов:



был быть

был есть

буду есть

был буду


быть есть

есть был

есть есть

был было


Отметьте те из них, которые могут встретиться в правильном тексте на русском языке при условии, что внутри них не стоят никакие знаки препинания, включая кавычки, и ни одно слово не называет само себя (как во фразе «Слово — это существительное из пяти букв на букву С»), и составьте предложения с ними.

Слово “последовательность” подразумевает, что слова идут подряд и между ними нет никаких других слов. Подберите примеры предложений для этих последовательностей.

8. Прочитайте текст и выполните задания. (20 баллов)
Культура личности – это синоним просвещённости. Ведь образованный человек

– это ещё не значит культурный. Образованный человек – это человек, получивший определённую сумму знаний, и только. Но он может быть и хамом, и кем угодно. А просвещённый человек? Он, как правило, и образованный… Просвещённый человек опирается не на сумму полученных знаний, а на сумму этических норм. Он себе не позволяет каких-то дурных поступков, потому что у него есть жизненные принципы. Это и есть культура личности, когда человек не может отказаться от этических норм, которые он исповедует. (Е. Носов)

Задания и вопросы
1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Каким типом речи является текст? Докажите.
4. Объясните, что такое этика, этически нормы. (2 б.)

5. Запишите ряд словосочетаний со словом культура. Докажите, что это слово многозначное.

6. Используя материал текста, докажите, что синонимы образованный, просвещённый – это, как отмечал учёный-филолог А. Реформатский, очень часто «то же, да не то же».

7. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста.
8. Составьте схему последнего предложения.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 15 б. за содержание +15 б. за языковое оформление =30 баллов)

9. Напишите сочинение-миниатюру (90-100 слов).

К Году русского языка в Республике Грамотным быть модно?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
 Человек чести. Человек долга. Кто он и какой он?
 За что я люблю свой край?
 Телевидение помогает человеку формировать вкус?
 Сделаем мир лучше! А каким образом?
 Мой современник… Какой он?
Длительность ораторского выступления – 2 минуты. P.S. Всего 100 баллов

РУССКИЙ ЯЗЫК
Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.А. Вяземский
10 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Ответьте на вопрос. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте. (3 балла)

А. Русская литература прошла длительный путь своего развития. Б. Вдруг Софья теряет свое сознание.

В. Во время летних каникул он мог целями днями заниматься своей историей.

2. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания. (4 балла)
А. Столовая – стая
Б. Портной – герой
В. Рыбачий – рабочий
Г. Лекторий – лисий

3. Выдающийся филолог ХХ века В.В. Виноградов в фундаментальном труде «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. Как вы думаете, почему учёный так охарактеризовал местоимения? (Ответ до 20 слов) (5 баллов)

4. Прочитайте приведенные ниже предложения. В чем разница между значениями формы творительного падежа существительных в данных фрагментах? Ответ поясните. (8 баллов)

1. Брат работает директором завода.
2. Экспедицию снабдили всем необходимым оборудованием.
3. Долго я шёл берегом реки.
4. Он сделал ход конем.

5. Выполните задание (5 баллов).

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Составьте небольшой текст-пример композиционного стыка (до 15 слов). Пример.

На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты, звоны и свисты лесной ночи. Соединила, оживила и сделала их понятными и близкими всем. (Н. Сладков).

6. Выполните задание (5 баллов). Писатель С. Елпатьевский, вспоминая о Л.Н. Толстом, пишет, что «ему было чуждо и несвойственно употреблять слова поработать, подумать, а нужно было сильно работать, много думать — над тем, что

приходило к нему изо дня в день в виде бесчисленных писем и расспросов, над постоянными, никогда не прерывающимися запросами его духа, над своей проповедью

и над художественными образами, старыми и новыми, которые неотступно стояли перед ним, от которых он никогда не мог уйти...». Кратко (до 20 слов) запишите вашу версию, почему же Толстому не нравились глаголы поработать, подумать, чем они его не удовлетворяли?

II-й уровень (2 задания: 10 б. +20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)
Даны две группы существительных:

I. Балбес, волокно, газель, голодранец, карамель, кораблик, миграция, половина, полоса, тарабарщина

II. Алчность, дырокол, имя, кабаре, карусель, континент, молокозавод, овраг, омела, оригинал, спортплощадка, флейтист

Слова, входящие в группу I, обладают некоторой редкой особенностью, которой нет у слов группы II, равно как и у абсолютного большинства других русских слов.

А. В чём особенность существительных группы I?

Б. Какие из данных существительных относятся к группе I: доклад, канцелярия, колкость, колода, ломтик, получение, фаталист, эллипс? Обоснуйте.

В. Придумайте ещё два существительных, входящих в группу I.

8. Прочитайте текст и выполните задания (комплексная работа с текстом). (20
баллов)

(1)…Прибывшая знаменитость поразила всех своим невиданным по длине фраком дивного покроя и тем что явилась в чёрной полумаске. (2)Но удивительнее всего были двое спутников чёрного мага длинный клетчатый в треснувшем пенсне и чёрный жирный кот который войдя в уборную на задних лапах совершенно непр..нуждённо сел на диван щурясь на оголё..ые грим..ровальные лампионы.

(3)Римский постарался изобразить на лице улыбку (от) чего оно ..делалось кислым и злым и раскланялся с бе..молвным магом сидящим рядом с котом на диване. (4)Рукопожатия не было. (5)Зато развязный кле..чатый сам отрекомендовался финдиректору назвав себя «ихний помощник». (6)Это обстоятельство удивило финдиректора и опять (таки) (не) приятно в контракте решительно ничего не упоминалось (ни) (о) каком помощнике.

(7)Весьма принуждённо и сухо Григорий Данилович осведомился у свалившегося ему на голову клетчатого о том где а(п,пп)аратура артиста…(По М. Булгакову).

Задания к тексту.
1. Определите стилевую принадлежность текста.
2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

3. Укажите номер (а) предложения (ий), где прилагательное употребляется в значении имени.

4. Из предложений 1-3 выпишите словосочетания(ие), в состав которых(ого) входят причастия(ие) и существительные(ое).

5. Выпишите примеры словосочетаний с типом связи «управление» и типом связи «примыкание».

6. Выпишите и разберите словосочетание с типом связи «согласование».
7. Какую окраску речи в тексте придаёт словосочетание «ихний помощник»?
8. Определите значение слова лампион.
9. Укажите номер предложения с обобщающим словом.

10. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид (союзные или бессоюзные), выделите в них грамматические основы.

11. Укажите номер простого осложнённого предложения.
12. Укажите предложения, в которых встречаются обособленные определения
и обособленные обстоятельства.

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 б. за содержание + 15 б. за грамотность = 30 баллов)

9. Напишите небольшое эссе (130-150 слов).

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А. Эльянявис

К Году русского языка в Донецкой Народной Республике

«Я русский бы выучил только за то, что …» (В.В. Маяковский) «Русский язык — язык, созданный для поэзии…» (П. Мериме)

«Язык – это брод через реку времени…» (В.М. Иллич-Свитыч – советский языковед, сотрудник Института славяноведения АН СССР)

IV-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.

Ораторская речь – это не сумма материалов, собранных из различных источников,

а оригинальное, рожденное в творческих муках, произведение. Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства)

Что для меня значит быть патриотом.
Я – гражданин.
Социальная активность подростков: проблемы и возможности.

Длительность ораторского выступления – 2,5 минуты.

P.S. Всего 100 баллов


РУССКИЙ ЯЗЫК

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К. Ушинский

11 класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин в стихотворении «Ты и вы» мастерски использовал формы личных местоимений ты и вы. Какие семантические особенности личных местоимений использовал А.С. Пушкин в своём стихотворении? (3 балла)

Ты и вы Пред ней задумчиво стою,
Пустое вы сердечным ты Свести очей с нее нет силы;
Она, обмолвясь, заменила И говорю ей: как вы милы!
И все счастливые мечты И мыслю: как тебя люблю!
В душе влюбленной возбудила. (А.С. Пушкин)
2. Прочитайте приведенные ниже предложения. Выделите

существительные, которые употребляются с отступлением от грамматической нормы. В чем заключается это отступление? (5 баллов)

Для какого стиля речи характерно намеренное употребление форм, не соответствующих общепринятым нормам? С какой целью они употребляются?

1. Хватит с меня этих отдыхов! (И.А. Бунин).
2. Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце (М. Цветаева).
3. Он создал тысячи диковин И может не бояться стуж (Б. Пастернак);
4. Земля! Зеленая планета!
Ничтожный шар в семье планет!
Твое величье – имя это,
Меж слав твоих – прекрасней нет! (В. Брюсов).
3. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте. (4
балла)

А) Восхитительный ночлег в пути. Б) Ночлег в пути из-за непогоды.

4. Ответьте на вопрос. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте. (3 балла)

А. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст. Б. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.

В. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом

среди своих однокурсников.

5. Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры. (7 баллов)

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

6. Напишите триолет на тему «Год русского языка» (8 баллов). Триолет – это стихотворение в восемь строк, из которых 4–я и 7–я повторяют первую, а 8-я

– вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы. Например:



Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине.
(В. Брюсов)


Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя.

(К. Бальмонт)



II-й уровень (2 задания: 10 баллов + 20 баллов = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Как известно, в основе правописания русских безударных гласных лежит простой принцип: надо найти слово, в котором та же часть слова оказывается под ударением. Обычно мы используем этот принцип для проверки корневых гласных: например, безударную гласную в корне слова комок мы проверяем словом ком. Однако и все другие части слова подчиняются тому же принципу. Например, суффикс слова шерстяной мы можем проверить таким словом, как жестянка; приставку слова записать мы можем проверить таким словом, как запись (обычно мы этого не делаем, потому что легко запомнить, что приставки зо- в русском языке не бывает, но тем не менее важно осознавать причину такого написания).

Дано слово предопределённость. Для каждой из пяти его безударных гласных укажите, является ли она проверяемой или нет; если да, приведите проверочное слово. При выполнении этого задания вы столкнётесь с определёнными сложностями. Опишите их.

8. Прочитайте текст. Проведите комплексную работу с текстом, ответив на вопросы и выполнив задания (20 баллов).

КОЛОКОЛЬНЯ

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что!

— Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И

— вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? —

крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить… (А. Солженицын)

План анализа текста
1. Определите тему и идею текста.
2. Укажите композицию текста.

3. Укажите смысловые части текста, установите отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста.

4. Определите жанр текста. Какова роль последнего предложения?

5. Выделите ключевые слова (смысловые доминанты), определите их функциональную роль. Какие «особые» слова вы обнаружили в тексте? Напишите их название.

6. Определите оценочную информацию текста, назовите риторические приёмы (тропы и фигуры), их функциональную роль в тексте.

7. Проанализируйте образ автора, тип авторского повествования (ведётся ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица).

8. Определите характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями).

9. Установите функцию текста (описание, повествование, рассуждение).
10. Укажите стиль. Назовите основные приметы стиля.
11. Определите наличие контекста и подтекста.
12. Дайте оценку полученной из текста информации (к кому обращается автор).

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 баллов за содержание + 15 баллов за языковое оформление = 30 баллов)

9. Напишите сочинение-эссе (180-200 слов).

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А. Эльянявис

К Году русского языка в Донецкой Народной Республике

«Я русский бы выучил только за то, что …» (В.В. Маяковский) «Русский язык — язык, созданный для поэзии…» (П. Мериме)

«Язык – это брод через реку времени…» (В.М. Иллич-Свитыч – советский языковед, сотрудник Института славяноведения АН СССР)

IV-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ораторская речь – это не сумма материалов, собранных из различных источников,
а оригинальное, рожденное в творческих муках, произведение.
Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства)
Что для меня значит быть патриотом.
Я – гражданин.
Социальная активность подростков: проблемы и возможности.


Длительность звучания ораторской речи – 3 минуты. P.S. Всего 100 баллов
Категория: Русский язык | Добавил: plohotnukkaterina1936 (26.10.2020) | Автор: Шевченко С.Н. E
Просмотров: 1182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar