Дата: 09.04 Предмет русский язык
План изучения темы

1.Организационный момент: Здравствуйте, садитесь поудобнее! Улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Давайте начнем урок.
2. Работа на уроке:
Читайте по одному предложению и определите, что это за зверь.
Шубка у зверька летом…, а зимой…
Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один.
…зверек всего боится.
Теперь понятно, это заяц.
Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

Сколько пришлось прочитать предложений, пока вы догадались точно, о ком идет речь? Почему нам сразу не удалось назвать зверька?
Задание 1. Вставьте пропущенные в эти предложения пропущенные слова,
которые бы дали нам больше информации о зверьке. Работаете в парах.
Проверка. Чтение текста по предложению, выбор оптимального варианта,
Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.
У него короткий хвост.
Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.
Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.
Его так и зовут: зайчишка-трусишка.
- Какой части речи вставленные слова? Докажите.
Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить? (О имени прилагательном).
- Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи? (Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой).
- Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательные
среди других частей речи, учиться правильно употреблять прилагательные в своей речи.
- А для этого, что ученикам нужно делать? (Внимательно думать, размышлять, работать).
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока «Имя прилагательное». Пишите аккуратно!
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?
- Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?(Прилагается к чему-то).
- Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
- Дословный перевод с латинского языка - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное», с греческого – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.
-Что вы знаете об имени прилагательном? ( Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Изменяется по падежам, числам, в единственном числе по родам). С какой частью речи дружит? (С именем существительным и местоимением). А какой признак может обозначать имя прилагательное? (Цвет, вкус, размер, температуру, качество характера, материал)
Задание 2: ( Устно) Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.
Цвет: Белый,...
Вкус: сладкий,...
Размер: большой,...
Температура: холодный,...
Качество характера: добрый,...
Материал: деревянный, …
-Мы сказали, что прилагательные нужны, чтобы наша речь была красивой, образной.
Задание3: слова: снег, дождь.
Нужно подобрать к ним прилагательные: белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий, звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной.
- Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными в сообщении о погоде по радио или телевидению, а какие уместны в художественном описании? Как будут называться такие прилагательные? (Эпитеты).
Задание. Даны слова . Попробуйте составить с ними правильные словосочетания( письменно)
Молодец, красная, девица ,живая и мертвая, солнце, ясное, ночь ,вороной, конь, добрый, лес ,лунная,вода, дремучий
-Все эти эпитеты называются постоянными, тянется такой эпитет за существительным, как нитка за иголкой, даже туда, где, казалось, он неуместен.
Задание4. Упражнение 567. Найдите эпитеты в стихотворении. Подберите синонимы к слову грустная, а затем антонимы.(устно)
Задание 5: Записать слова столбиком. Подобрать синонимы к прилагательным
Холодный -
Маленький -
Вежливый -
Твердый -
Храбрый -
Проверка в голосовом сообщении.
- Молодцы, а сейчас скажите, какое еще задание можно составить с этими прилагательными ( подобрать антонимы)
-А сейчас работаете с текстом.
Задание6: Прочитать выразительно. Доказать, что это текст, определить тему и основную мысль. Определить тип текста и стиль, доказать. Выписать синонимы и антонимы.. Сделайте выводы о роли прилагательных – синонимов и антонимов в речи.
(Синонимы в тесте помогают избежать повторов и выразить мысль точно, образно. Антонимы помогают передать контраст, делают картину более выразительной и точной).

Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою. Поверх этого снежного покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса.

Работаем с текстом. Устно. Вы должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

Приближение весны.
( ) тени лежат на сугробах. Вот с вершины ( ) дерева упала ( ) пылью и рассыпалась ( ) шапка.
С ( ) свистом прилетели, закачались на шишках ( ) клесты. ( ) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на ( )вершину и пустил ( )трель ( ) барабанщик дятел.
Потоки ( )света заливают ( ) поляны, отражаются в ( )скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся ( ) облака.

Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? (О имени прилагательном).
Что нового узнали? (Прилагательные «озаряют» предметы, их называют «живописующей» частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет , с другой – «расцвечивают» предмет, с третьей – с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к предмету).
Задание7: Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мы были __________________. Давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение.
- А закончить наш урок мне хочется словами стихотворения...
Стихотворение о важности имен прилагательных.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

Д.З. А его нет! Это бонус за хорошую работу! Отличных выходных!
Категория: 5 классы | Добавил: alzevsk (08.04.2020) | Автор: Стороженко Л.П. E
Просмотров: 202 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
спасибо
avatar
спасибо
avatar