Дата: 09.04 Предмет русский язык
План изучения темы 1.Организационный момент: Здравствуйте, садитесь поудобнее! Улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Давайте начнем урок. 2. Работа на уроке: Читайте по одному предложению и определите, что это за зверь. Шубка у зверька летом…, а зимой… Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один. …зверек всего боится. Теперь понятно, это заяц. Его так и зовут: зайчишка-трусишка. Сколько пришлось прочитать предложений, пока вы догадались точно, о ком идет речь? Почему нам сразу не удалось назвать зверька? Задание 1. Вставьте пропущенные в эти предложения пропущенные слова, которые бы дали нам больше информации о зверьке. Работаете в парах. Проверка. Чтение текста по предложению, выбор оптимального варианта, Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу. У него короткий хвост. Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая. Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка. - Какой части речи вставленные слова? Докажите. Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить? (О имени прилагательном). - Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи? (Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой). - Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательные среди других частей речи, учиться правильно употреблять прилагательные в своей речи. - А для этого, что ученикам нужно делать? (Внимательно думать, размышлять, работать). - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока «Имя прилагательное». Пишите аккуратно! Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? - Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?(Прилагается к чему-то). - Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то. - Дословный перевод с латинского языка - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное», с греческого – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. -Что вы знаете об имени прилагательном? ( Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Изменяется по падежам, числам, в единственном числе по родам). С какой частью речи дружит? (С именем существительным и местоимением). А какой признак может обозначать имя прилагательное? (Цвет, вкус, размер, температуру, качество характера, материал) Задание 2: ( Устно) Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных. Цвет: Белый,... Вкус: сладкий,... Размер: большой,... Температура: холодный,... Качество характера: добрый,... Материал: деревянный, … -Мы сказали, что прилагательные нужны, чтобы наша речь была красивой, образной. Задание3: слова: снег, дождь. Нужно подобрать к ним прилагательные: белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий, звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной. - Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными в сообщении о погоде по радио или телевидению, а какие уместны в художественном описании? Как будут называться такие прилагательные? (Эпитеты). Задание. Даны слова . Попробуйте составить с ними правильные словосочетания( письменно) Молодец, красная, девица ,живая и мертвая, солнце, ясное, ночь ,вороной, конь, добрый, лес ,лунная,вода, дремучий -Все эти эпитеты называются постоянными, тянется такой эпитет за существительным, как нитка за иголкой, даже туда, где, казалось, он неуместен. Задание4. Упражнение 567. Найдите эпитеты в стихотворении. Подберите синонимы к слову грустная, а затем антонимы.(устно) Задание 5: Записать слова столбиком. Подобрать синонимы к прилагательным Холодный - Маленький - Вежливый - Твердый - Храбрый - Проверка в голосовом сообщении. - Молодцы, а сейчас скажите, какое еще задание можно составить с этими прилагательными ( подобрать антонимы) -А сейчас работаете с текстом. Задание6: Прочитать выразительно. Доказать, что это текст, определить тему и основную мысль. Определить тип текста и стиль, доказать. Выписать синонимы и антонимы.. Сделайте выводы о роли прилагательных – синонимов и антонимов в речи. (Синонимы в тесте помогают избежать повторов и выразить мысль точно, образно. Антонимы помогают передать контраст, делают картину более выразительной и точной). Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою. Поверх этого снежного покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса. Работаем с текстом. Устно. Вы должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.) Приближение весны. ( ) тени лежат на сугробах. Вот с вершины ( ) дерева упала ( ) пылью и рассыпалась ( ) шапка. С ( ) свистом прилетели, закачались на шишках ( ) клесты. ( ) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на ( )вершину и пустил ( )трель ( ) барабанщик дятел. Потоки ( )света заливают ( ) поляны, отражаются в ( )скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся ( ) облака. Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? (О имени прилагательном). Что нового узнали? (Прилагательные «озаряют» предметы, их называют «живописующей» частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет , с другой – «расцвечивают» предмет, с третьей – с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к предмету). Задание7: Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мы были __________________. Давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. И сейчас у меня _______________ настроение. - А закончить наш урок мне хочется словами стихотворения... Стихотворение о важности имен прилагательных. Очень занимательное - Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы, "прекрасное", Не скажем "безобразное" Не скажем маме "милая, Красивая, любимая". Отцу, и брату, и сестре, Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные. Д.З. А его нет! Это бонус за хорошую работу! Отличных выходных! | |
| |
Просмотров: 202 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |