19.04 7-А литература. УЧИТЕЛЬ: ПРОЦЕНКО Г.П.
Цели: - проанализировать рассказ; - показать на примере образа Мальцева, что гордость губит человека, а смирение возвращает к жизни; люди должны помогать друг другу; - учить работать над ключевыми словами текста. Ход урока Аналитическая беседа. - От чьего лица ведется повествование в рассказе? - Что вы узнаете о работе машиниста Мальцева? - Почему машинисту Мальцеву было скучно со своими помощниками? - Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал? - Какие чувства он вызывает у вас? - Что помогает нам понять характер этого человека? - Почему такое большое впечатление производит на вас картина разбушевавшейся грозы? - Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мы как будто видим, слышим, осязаем грозу. В дерзком вызове природе уже содержалось и поражение героя: из троих человек, находящихся в кабине машины, молния ослепила одного Мальцева. Что говорит рассказчик по этому поводу? Тема труда имеет огромное значение в жизни А. П. ПлатоновА, ведь сам писатель начал работать с двенадцати лет. Также как и герой его рассказа, Платонов работал в железнодорожных мастерских и помощником машиниста на паровое в годы Гражданской войны. В рассказе есть подзаголовок – “Машинист Мальцев”. Мальцев – главный герой, именно его изображение является центральным в рассказе. “Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда”, – рассказывает Костя, помощник Мальцева. Костя очень уважает своего учителя и старшего товарища, характеризует его как необыкновенную личность и замечательного человека. Мальцев любит и хорошо знает свою работу, работа паровоза для него важнее всего остального. Мальцев настолько любил свою работу и был уверен в своих действиях, что не мог даже представить, что кто-то сможет водить паровоз лучше, усерднее и внимательнее него. Действительно, работу Мальцева нельзя было сравнить ни с чьей другой. Его профессиональное зрение, выработанное годами, его уверенность и четкие действия, создавали высокое качество работы. Он стремится работать в одиночку, не доверяет своим помощникам. Его высокомерие и привычка проверять всю работу, проделанную не им самим сыграли с ним злую шутку и навсегда изменили его жизнь. Преданность работе заменила Мальцеву все: друзей, семью, заслонила нормальную жизнь. В рассказе говорится о том, как ослепший Мальцев продолжает вести поезд и чуть не допустил столкновения курьерского поезда с другим составом. Он ослеп до удара молнией, от электрического разряда. Но слепота не останавливала машиниста, его преданность и любовь к работе не могли его оставить так просто. Он продолжал работать вслепую, полагаясь на свой опыт и уверенность и чуть не стал виновником аварии, Костя вовремя остановил его и взял управление составом на себя. После этого рейса зрение вернулось к Мальцеву. Судьба сыграла с ним злую шутку, показав герою, что нельзя настолько отдаваться работе. Ведь человек на то и человек, а не машина, чтобы жить по-человечески, общаясь с людьми, относиться к ним с любовью, вниманием и заботой. отрывок из текста. ":Я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека; я чувствовал тайный и неуловимый расчет этих сил - в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня. Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни обстоятельств, и эти губительные силы сокрушают избранных возвышенных людей". - Только ли в силу "избранности" молния ослепила Мальцева? - Как переживает свое горе Мальцев? - Ведется следствие, а Мальцева, к которому вернулось зрение, признают виновным и осуждают на тюремное заключение. Каким образом объясняет Мальцев свою способность в ослепленном состоянии вести поезд? - Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает? - С какой целью проводится экспертиза и чем она заканчивается? - Что переживает помощник Мальцева, узнав об этом? Комментированное чтение пятой главы. Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит "весь свет", обретая вновь любимое дело. - Что помогает ему вернуться к полноценной жизни? - Расскажите о Косте. Почему он не оставил Мальцева в беде? - Почему же рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"? Прекрасный - несущий красоту природы, радость творчества. Яростный - стремящийся не допустить власти человека над собой, ополчающийся на самых талантливых. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми. Подведение итогов урока. - Насколько, по-вашему, рассказ Платонова актуален для нашего времени? - Хотели бы вы изменить мир, чтобы он стал "ручным", не требовал от человека постоянной борьбы? Домашнее задание. творческий пересказ ПИСЬМЕННО. (Представьте, каким станет Мальцев после всего, что с ним случилось. Изменится ли он? Как? Каковы будут его отношения с людьми?). | |
| |
Просмотров: 267 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |